Ребенок от рождения и до года: этапы развития по месяцам. Все о развитии ребенка: месяц двенадцатый Как помочь малышу развиваться
Малышу пошел 12-ый - последний месяц младенчества. За первый год жизни ребенок прибавляет в весе около 7 кг и вырастает на 25 см.
Существенные изменения наблюдаются и в психическом развитии ребенка. Масса мозга увеличивается в 3,5 раза по сравнению с новорожденным состоянием. Значительно увеличивается мозжечок, - отдел мозга, отвечающий за координацию и развитие общих движений малютки, моторику пальцев рук. Начинает развиваться активная речь, появляются первые осознанные слова и простейшие обобщения. Малыш уже более понятлив и "управляем" при помощи слов. Вместе с тем, дитя становится и более подвижным, активно учится ходить.
Малыш 12 месяцев. Фото - фотобанк Лори
Увеличивается время бодрствования малютки с 2-х часов (как было в предыдущий микропериод - от 6 до 9 мес.) до 2,5-5 часов. Это связано с тем, что возрастает работоспособность и выносливость его нервной системы. Малыш уже способен заниматься со взрослым, выполняя несложные, но результативные действия с кубиками, шарами, кольцами и пр.. Ребенок, например, снимает и надевает на палочку кольца большого размера; складывает в корзиночку грибочки; вытаскивает из ведерка шарики и скатывает их с лоточка. В режиме дня годовалого ребенка выделяют три периода бодрствования, когда можно организовать игры-занятия: с 6.30 до 9.00 (9.30); с 11.30 до 14.00 (14.30); с 16.00 до 19.00 (19.30) часов.
На протяжении 12-го месяца, в поведении малыша происходят существенные изменения. Значительно возрастает его самостоятельность. Вы почувствуете, что у ребенка возникает потребность проявлять все большую и большую активность.
Родителям следует знать, что в этот период закрепляются и совершенствуются навыки и умения, приобретенные на 10-м и 11-м месяцах жизни. У малыша возникает потребность повторять и повторять все то, что он уже умеет. Например, в 11 месяцев ребенок научился делать первые самостоятельные шаги, держась за опору, а на 12-м - он начинает ходить более уверенно, только слегка придерживаясь за опору, а затем и без нее, самостоятельно.
Малютка уже ориентируется среди предметов, выделяя некоторые из них по форме. Например, находит шарики и отличает их от кубиков или выбирает кольца из груды "кирпичиков" и т.п. Он узнает знакомые игрушки на картинке: показывает пальчиком названный взрослым предмет. Дитя реагирует на просьбу взрослого, понимает обращенные к нему просьбы: "найти", "принести", "дать", "положить на место" и т.п.
Годовалый малыш запоминает имена близких людей, знает имена животных, живущих рядом (например, кошка Мурка или собачка Альма).
К началу 2-го года лексикон ребенка состоит из 6-10 слов, которые он произносит сознательно. Конечно, это лепетные слова, состоящие из двух одинаковых слогов (например, "ма-ма", "па-па", "ба-ба", "га-га", "ля-ля", "ав-ав", "топ-топ"), а так же короткие звукосочетания типа "дай", "на", "вот".
Количество понимаемых слов в 5-6 раз больше, чем ребенок может употребить в активной речи. Малыш понимает слово "нельзя", если родители употребляют его в нежелательных для ребенка ситуациях. Однако его чувства еще не подчиняются разуму, отсутствует волевое поведение, поэтому часто он бывает непредсказуем в своих действиях для взрослых, непосвященных в тонкости раннего детства. Следует учитывать, что общение с ребенком СТРОИТСЯ на эмоционально-чувственной, ориентировочной основе. Это значит, что взрослый выводит ребенка из трудных, а порой и опасных ситуаций не уговорами или угрозами, а конкретно, практически оберегая его, наблюдая за его действиями и поведением, прогнозируя ситуацию в целом. Например, если дитя увидит блестящий предмет, будь то зеркальце или утюг, то обязательно сделает попытку схватить его рукой, не представляя последствий. Малыш может стянуть со стола салфетку вместе с чайным прибором, сунуть пальчик в дверную щель, схватить за хвост собаку и т.д. Родители должны оберегать малыша, не наказывать, а отвлекать от нежелательных действий, говорить "нельзя".
Иногда, видя как сын или дочь "расправляются" со всем, что попадает к ним в руки - рвут, мнут, бросают на пол, родители хватаются за голову и помещают неутомимого проказника, в манеж. Кажется, выход найден... Но, не тут-то было! Через 5-7 минут дитя громким плачем заявляет о своем неудовольствии, и вы не знаете, что делать: уступить ему или проявить родительскую волю. Скажем прямо, ни в первом, ни во втором случае ситуация не выигрышная ни для матери, ни для ребенка. Почему? В первом случае вы демонстрируете малютке, что его крик -- самое действенное средство добиться желаемого. Это начало капризов. Во втором -- совершаете не меньшую ошибку, испытывая его нервную систему -- ему действительно не стоит проводить основное время бодрствования в манеже.
Мудрая природа заложила в ребенка сенсомоторную потребность в движении и действиях с предметами, необходимость воспринимать их свойства, эмоционально-чувственно познавать мир и ориентироваться в нем. Вот почему его нельзя лишать радости знакомства с окружающим, ограничивать в движениях и освоении пространства , как бы это не было трудно! Иначе мы, взрослые, посягаем на его здоровье и не обеспечиваем полноценное психическое развитие. Так называемый, кризис ребенка первого года, как раз и связан с недостаточностью двигательной активности, "сенсорным голодом", т.е. отсутствием впечатлений из окружающего мира, скудостью предметно-пространственной среды и отсутствием достаточного общения со взрослыми.
КРИЗИС первого года проявляется в поведении малютки. Он выражается в нервозности ребенка, его крике, неповиновении взрослому, упрямстве и капризах и является, зачастую, следствием неправильно организованной жизни малыша в целом. Дитя проказничает в тех случаях, когда родители оставляют его без внимания. Ведь сейчас он не может обходиться без взрослого, занять сам себя, безропотно сидеть, пережидая, когда мама переделает домашние дела и поиграет с ним.
Следует помнить, что вы его альфа и омега в освоении окружающего мира. От вас зависит физическое и психическое здоровье крохи! Именно поэтому маме дается государственный отпуск по уходу за ребенком.
Положа руку на сердце, скажем маме: в первую очередь занимайтесь ребенком, оставив все другие "неотложные" дела. Уборка, стирка, мытье полов - подождет. Вы успеете это сделать, когда дитя будет спать. А, еще лучше, если вам помогут домашние - все должны быть заинтересованы в психофизическом благополучии малыша, потому что запаздывающее психическое развитие малютки наверстать значительно труднее.
Большое заблуждение считать, что кризис развития ребенка первого года, -- явление неизбежное. Это не так. Кризис происходит только в том случае, если врожденные потребности развития своевременно не удовлетворяются взрослым. Иными словами, кризис возникает, когда потребности малыша вступают в противоречие с его возможностями: хочет что-то сказать, но еще не владеет речью, хочет что-то достать, но не дотягивается; хочет пройти несколько шагов и... падает, и так почти во всем. Невольно задумаешься: легко ли быть маленьким? Вместе с тем, как считают психологи, именно это противоречие между потребностями и возможностями крохи и является движущей силой его психического развития. Ребенок продолжает осваивать мир не смотря ни на что , можно сказать, идет через тернии к звездам! Перед этим упорством мы, взрослые, должны склонить головы. Родителям важно понимать процесс становления психики малыша, потому что страшно не само противоречие между потребностями и возможностями ребенка, а его неразрешенность, отсутствие понимания и помощи со стороны взрослых членов семьи. Вот почему рядом с маленьким тружеником всегда должен находиться мудрый и терпеливый помощник.
Если мама и папа знают, чем и как заниматься с малышом, умеют руководить его поведением и эмоциями, общаться с крохой, доставляя друг другу радость, - в их жизни всё происходит правильно. И никакого кризиса не будет.
На что обратить особое внимание родителям на 12-м месяце жизни ребенка
Обратите внимание насколько более осмысленно и дольше ваш малыш стал наблюдать за стайкой купающихся в луже воробьев или за проезжающим самосвалом. Да, и вы сами, попадаете в "прожектор" детских глаз: дитя наблюдает за вашими реакциями, действиями и эмоциями в той или иной ситуации. Через родительское отношение к тому или иному явлению он начинает понимать и осваивать окружающий его мир, входить в социум.
В этот период жизни малыш еще не отделяет себя от взрослого, ухаживающего за ним, его собственное "я" только начинает складываться. Дитя копирует и действия, и эмоции взрослого, можно сказать "отражает" их.
Следует всячески поощрять и практиковать ситуации наблюдения , когда ребенок замирает, наблюдая действия взрослого, выполняющего какую-либо работу или видит что-то необычное, новое в своем окружающем. В эти моменты не стоит его отвлекать, потому что так начинает формироваться концентрация внимания и самая элементарная самоорганизация, правда, пока что на рефлекторной, ориентировочной основе, т.е. непроизвольном интересе ко всему новому, попадающему на глаза. Когда непроизвольный интерес у малыша проходит, мама, может вновь привлечь его внимание к наблюдению, дать краткие и очень понятные пояснения того, что видит ребенок, называть предметы и действия. Например, "Да, дядя красит... Красит забор" или "Бабушка кормит птичек", или "Мальчик играет в мяч" и т.п.
Необходимо обогащать игровую практику ребенка, инсценируя действия с сюжетными игрушками. Такие показы из одного-двух актов демонстрировались ребенку и ранее, в 10-11 месяцев. Тогда они носили чисто эмоциональный характер (например, куколка едет на лошадке или зайка играет на барабанчике и т.п.). На 12-м месяце эти показы приобретают новый акцент: теперь взрослый старается перевести в игровой план ту или иную ситуацию, которую малыш наблюдал в действительности . Например, он видел как бабушка кормила на улице голубей. Дома мама показывает ему игрушечных птичек, которых "кормят", "поят водичкой", "пускают полетать". В завершение показа можно спеть про них песенку: "птички летели, на головку сели, ладушки запели". В другом случае, после наблюдения за машиной, с которой сгружали кирпичи, дома можно нагрузить кубиками игрушечную машинку, отвезти ее в другую часть комнаты, построить из кубиков башенку. Показы, отражающие реальную практику жизни, формируют отражательную способность мозга, а следовательно, развивают наглядно-действенное мышление, свойственное этому периоду детства.
К сказанному выше следует добавить, что особое значение приобретают показы на кукле последовательности действий человека, раскрывающие и отражающие логику поведения взрослого. Например, если кукла "хочет спать", ее укладывают в кроватку, накрывают одеяльцем, поют колыбельную песенку. Если кукла пришла в гости, ее угощают едой, приглашают играть и танцевать. При купании куколки понадобится мыло и мочалка, ванночка с водичкой, а затем полотенце. Собираясь на прогулку, куклу одевают в пальто, заворачивают в одеяльце, сажают в саночки. Взрослый, в игровых показах отражает жизнь самого ребенка , чем способствует развитию речи и мышления. Такие инсценировки наглядно раскрывают ребенку функциональные действия человека: для еды нужна ложка, для мытья - мыло, для причесывания - расческа.
Развитие речи и ее понимание, по-прежнему остается ведущей линией в этот период. На 12-м месяце жизни взрослый стремится вступить с ребенком в "диалог" , используя все доступные для малютки средства: жесты, мимику, лепетные слова, звукоподражания. Общение с ребенком должно носить "двусторонний" характер. Это значит, что мама не только говорит сама, называет предметы и действия с ними, но и ожидает "ответа" от малыша в любой форме.
Продолжается практика освоения ручных операций с дидактическими игрушками и предметами. Ученые доказали, что эти действия благотворно влияют и на развитие речи малыша. Новым может стать включение в практику предметов быта, например, дитя собирает шарики в маленький бидончик, опускает в водичку дуршлаг, наблюдает как вода убывает через дырочки. Следует практиковать показ, так называемых, орудийных действий, когда малыш учится выполнять какую-либо задачу, воздействуя предметом на предмет, используя при этом подручные средства -- палочки, молоточек, сачок, совочек и т.п. Мама показывает, как из-под дивана можно достать шарик, прикатив его палочкой, подтянуть за веревочку машинку, переместить игрушку-каталку с помощью рукоятки и т.д. Именно в этих действиях ребенок приобретает опыт "человеческого" взаимодействия с окружающим его предметным миром.
К концу 12-го месяца родителям следует начать перестраивать отношения с малышом. Организуйте их так, чтобы не вы делали что-то за малютку, а совместно с ним выполняли то или иное действие, решали задачи. Это, так сказать, каркас, на который вам предстоит настраивать красивое, надежное здание ваших отношений в ближайшем будущем. Как бы ни был мал ребенок, старайтесь не делать за него то, что он уже может выполнить сам. Однако всегда следует помнить о возрастных возможностях крохи.
После любого показа действий, мама предоставляет малышу возможность повторить их. Конечно, помощь взрослого в этих случаях не исключается.
Следует помнить, что эмоциональное общение с малюткой не утрачивает своей актуальности. Не скупитесь на проявления своей любви. Малышу недостаточно того, что его только учат, холят, кормят. Ему нужны ваши любящие глаза, ваши ласковые руки, ваши нежные слова и целующие губы. Ребенку необходимо чувствовать, что он является для вас бесконечной ценностью, не сравнимой ни с какими сокровищами мира. Ваша любовь помогает ему "познать" себя и "утвердить" собственную значимость в этом мире. Так дитя начинает постигать собственное "я" и зарождается его личность. А это, пожалуй, самое главное в развитии малютки в конце младенческого периода детства.
Развитие и воспитание ребенка: 12-й месяц жизни
|
Еще сегодня ваш ребенок – несмышленый грудничок, но совсем скоро по дому будет бегать активный годовалый малыш. Чтобы знать, все ли необходимые навыки вовремя приобретает младенец, нужно отслеживать его развитие по месяцам.
Первый год жизни: календарь развития ребенка
Представляем вашему вниманию подробный календарь развития ребенка с самого рождения до достижения им . Период до года – это тот этап жизни, когда малыш познает все вокруг, изучает себя и окружающих, поэтому это один из самых важных жизненных этапов. Поэтому читаем внимательно. Но сначала хотим показать вам короткое видео-резюме о развитии ребенка по месяцам:
Первый месяц
Основные моменты развития ребенка второго месяца жизни:
- реагирует на звуки, поворачивает голову в сторону его источника;
- исследует собственные ладони и пальцы, сжимает их в кулачки и рассматривает;
- делает первые неловкие попытки дотянуться до погремушки;
- рефлексы новорождённого постепенно угасают;
- у ребенка совершенствуется зрительный аппарат, с этого возраста малыш начинает проявлять интерес к ярким предметам.
Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 800 г.
Увеличение роста – на 3 см.
Третий месяц
- будучи поднятым в вертикальное положение и коснувшись ступнями поверхности, пытается оттолкнуться ножками;
- гулит и имитирует звуки, произносимые взрослым (“ма-ма”, “а-гу”);
- дотягивается до игрушек, хватает их и тянет ко рту;
- радуется играм со взрослым, в случае прекращения игры может заплакать;
- в 5 месяц у многих детей начинается прорезывание первых зубов.
Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 700 г.
Увеличение роста – на 2 см.
Шестой месяц
- , к концу 6-ого месяца может отползти на 20-30 см к предмету;
- вставая на четвереньки, учится раскачиваться вперед-назад, что способствует укреплению навыка ползания;
- в игре использует обе ручки, перекладывает игрушки из одной руки в другую;
- играет на развивающем коврике с небьющимся зеркалом, отдает предпочтение музыкальным игрушкам;
Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 650 г.
Увеличение роста – на 2 см.
Седьмой месяц
- тянется за предметом или к маме обеими руками;
- садится с помощью взрослого и ;
- пытается привлечь к себе внимание, проявляет интерес к простым играм (“ку-ку”, “ладушки”);
- активно пропевает звуки, появляется простое звукоподражание голосов животных (“га-га”, “кря-кря”);
- любит листать книжки и рассматривать яркие картинки.
Увеличение роста – на 2 см.
Восьмой месяц
Ребенок ведет себя гораздо активнее, чем в предыдущие месяцы. Он может садиться и передвигаться с помощью ползания, встает в кроватке. Малыш легко отличает своих родителей от посторонних и сможет найти их лица даже на фотографии. Проявляет желание самостоятельно держать ложку при приеме пищи. Понимает простые просьбы -что-то показать или принести одни из своих игрушек.
- Физическое развитие
Испытывает удовольствие от ходьбы и осваивает приставные шаги возле любой доступной опоры. Самостоятельно садится, во время ползания может вставать и раскачиваться на четвереньках.
- Психомоторное развитие
Лепечет, повторяя слоги “ма-ма-ма”, “ба-па” и т.д. Осваивает движение прощания рукой. Любит играть в “ку-ку”, “ладушки”. При вопросе пытается найти взглядом знакомый предмет или человека.
Основные моменты развития ребенка восьмого месяца жизни:
- держась за опору, ;
- легко ориентируется и перемещается с одного места на другое;
- ребенку уже меньше нравится лежать, он старается принять вертикальное положение при любом удобном случае;
- активно лепечет, словарный запас пополнятся новыми звуками и простыми словами.
Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 550 г.
Девятый месяц
Стоя на ножках и пытается делать первые неуверенные шаги, держась за опору. Он еще не научился опускаться на пол без падения, поэтому может часто падать. К концу месяца ребенок научится лучше удерживать баланс и равновесие. Кроха уже хорошо пьет из поильника с носиком и учится пить из взрослой кружки.
- Физическое развитие
Малыш активно начинает учиться самостоятельной ходьбе. Девятимесячный кроха садится и встает на ножки, держась за опору, без помощи взрослого. Ходит при поддержке за обе руки.
- Психомоторное развитие
Начинает подражать сам себе, повторяя случайно возникшие звуки и слоги. Реагирует на собственное имя. Играет в “ладушки”, машет “пока-пока”.
Основные моменты развития ребенка девятого месяца жизни:
- садится из положения лежа на спине/животе самостоятельно;
- во время ползания может разворачиваться и перемещаться в любую сторону, а не только вперед;
- хорошо запоминает названия окружающих предметов и по просьбе показывает их;
- реагирует на слово “нельзя”, понимает запреты;
- много лепечет на собственном языке, понятном только близким.
Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 500 г.
Увеличение роста – на 1,5 см.
Десятый месяц
Малыш может удерживать равновесие и даже делать несколько шагов подряд, пока его не подхватит взрослый. по 15-20 минут беспрерывно играть, увлекаться пирамидкой или кубиками. Может перелистывать в книжках страницы. Стремится играть с другими детьми в гостях или на прогулке.
- Физическое развитие
Десятимесячный малыш, держась лишь одной рукой за опору, может сделать самостоятельные шаги. Приседает и встает по своему желанию за любым предметом. Основным способом передвижения становится уже не ползание, а ходьба.
- Психомоторное развитие
Стремится копировать взрослую речь, вслушивается в разговор. Узнает и находит знакомые предметы по просьбе взрослого (“дай лялю”, “где мячик?”)
Основные моменты развития ребенка десятого месяца жизни:
- может стоять несколько мгновений без опоры;
- делает 2-3 шага вперед без поддержки;
- ползает на руках и коленях, удерживая на них вес тела;
- любит разбрасывать игрушки из кроватки/манежа;
- показывает части тела на себе и на взрослом.
Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 450 г.
Увеличение роста – на 1,5 см.
Одиннадцатый месяц
Ко всему, что их окружает. Ребенок стремится изучить предмет самыми разными способами – трясти им в воздухе, бросать или ударять о поверхность. Любит играть в игру “спрятанная игрушка”, с легкостью находит её. В книжках смотрит на правильную картинку, когда слышит название определенного предмета.
- Физическое развитие
В 11 месяцев ребенок уверенно стоит без опоры. Активно учится делать первый шаг без поддержки. Любит двигаться, танцевать под музыку, играть с другими детьми.
- Психомоторное развитие
Произносит осознанные лепетные слова (“ма-ма”, “па-па”, “ав-ав”). Реагирует на слово “нельзя”. Играет с пирамидкой. Знает и показывает части своего тела.
Основные моменты развития ребенка одиннадцатого месяца жизни:
- активно двигается (садится, ложится, встает самостоятельно);
- неравнодушен к похвале, также понимает строгую речь;
- может показать пальцем на желаемый предмет;
- новые шаги в общении со взрослым: машет “привет”/”пока” ручкой, утвердительно кивает или отрицательно машет головой;
- может самостоятельно брать мелкие кусочки пищи пальцами.
Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 400 г.
Увеличение роста – на 1,5 см.
Двенадцатый месяц (1 год)
Как маленькая личность. . Если кратко, то он меньше волнуется в присутствии незнакомых людей, ведет себя настойчиво, активно выражает свои желания. Начинает демонстрировать собственнические наклонности по отношению к маме или игрушкам. Словарный запас ребенка растет очень быстро, малыш понимает всю обращенную к нему речь и пытается отвечать.
- Физическое развитие
Годовалый ребенок уверенно стоит и ходит без опоры. Малыш проявляет активность в причесывании, купании, одевании. Пытается самостоятельно удерживать ложку, есть из неё густую пищу; учится пить из кружки.
- Психомоторное развитие
Произносит первые слова, соотнося их с действиями – “дай”, “бух”, “ам-ам”. Выполняет простые просьбы – “иди к маме”, “дай кубик”. Знает назначение простых предметов (телефон, расческа, зубная щетка).
Основные моменты развития ребенка двенадцатого месяца жизни:
- может пройти без поддержки и опоры небольшое расстояние;
- наклоняется и поднимает к пола предметы;
- может перешагивать препятствие в виде порога или лежащей игрушки;
- ищет необходимый предмет по своему желанию, даже если не видел, куда его положили;
- простыми словами выражает свои потребности и желания. Зовет маму и папу. Словарный запас к этому возрасту – 8-12 слов.
Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 600 г.
Увеличение роста – на 2-3 см.
Полезный рассказ о том, как ухаживать за грудничком
Отличия в развитии мальчиков и девочек
Педиатрами давно замечено, что в развитии новорожденных малышей разного пола есть свои отличия. И хотя каждый ребенок индивидуален, некоторые закономерности существуют. Например:
– мальчики рождаются крупнее девочек по росту и весу. Так, у доношенных новорожденных мужского пола средний рост при рождении – 53-56 см, в то время как у девочек всего 49-52 см;
– говоря о детских нормах общего физического и психического роста, отмечено, что развитие мальчиков немного отстает от сверстниц уже на момент рождения. Но эта разница незаметна, и составляет не более 2-3 недель;
– представительницы прекрасного пола миниатюрнее при рождении, но позже физическое развитие девочек ускоряется. Костный скелет у них в среднем формируется раньше, чем у мальчиков.
Таблица с нормами роста и веса детей до года
С помощью центильной таблицы можно отследить примерные нормы ежемесячной прибавки в весе ребенка, и как должно происходить увеличение длины тела младенца. Нормы роста и веса детей указаны в рамках минимального/максимального показателей, поэтому их можно использовать в качестве ориентира.
Мальчики | Девочки | ||||
Возраст | Рост (см) | Вес (кг) | Возраст | Рост (см) | Вес (кг) |
1-2 мес. | 52-60 | 3,5-5,8 | 1-2 мес. | 51-59 | 3,1-5,2 |
3-4 мес. | 59-66 | 5,1-7,4 | 3-4 мес. | 57-64 | 4,6-7,1 |
5-7 мес. | 61-71 | 6,2-9,7 | 5-7 мес. | 61-69 | 6,1-8,7 |
8-10 мес. | 68-75 | 8-11 | 8-10 мес. | 66-73 | 7,3-10 |
10-12 мес. | 71-78 | 8,8-12 | 10-12 мес. | 69-76 | 7,6-11 |
Таблица ключевых моментов развития ребенка от 0 до 1 года
Краткий обзор в таблице, где указано развитие ребенка до года по месяцам, станет отличной “шпаргалкой” для молодых мам.
Возраст | Речевое развитие | Двигательное развитие | Психическое развитие |
1-1,5 месяца | Тихое гуление | Первые попытки приподнимания головы | Кратковременно следит взглядом за погремушкой |
2 месяца | В хорошем настроении понемногу гулит | Лучше координирует движения | Удерживает взгляд на движущемся предмете |
3 месяца | Длительное гуление | Уверенно держит голову | Поворачивается к источникам звука |
4 месяца | На смену гулению приходит первый лепет | Не отрывает взгляд от движущихся предметов | Отличает маму от посторонних |
5 месяцев | Лепечет, произносит слоги “ма, “па” | Самостоятельно переворачивается, ползает назад | Настораживается при чужих голосах |
6 месяцев | Активный лепет, воспроизводит простые слоги | Ползает “по-пластунски” | Проявляет эмоции радости и недовольства |
7 месяцев | Лепет, появление слогов “та”, “на” “да” и др. | Сидит с опорой, ползает вперед | Понимает интонацию, слово “нет” |
8 месяцев | Первые односложные слова | Встает и передвигается у опоры, самостоятельно сидит | Расширяется диапазон эмоций (удивление, настойчивость) |
9 месяцев | Активное лепетание, новые слоги | Стоит и ходит с опорой, ползает | Понимает простые поручения |
10 месяцев | Произносит простые слова “ля-ля”, “ав-ав” | Садится из положения стоя, пытается ходить | Повторяет за мимикой взрослых |
11 месяцев | Выражает желания – “на,” “дай” | Поднимает предметы с пола, встает, приседает | Показывает по просьбе знакомые предметы, части тела |
12 месяцев | Много лепечет, осознанно произносит слова “мама”, “баба” | Активно передвигается, ложится, встает, ходит | Понимает взрослую речь, реагирует на просьбы и запреты |
Итак, в вашей семье счастливое событие — родился ребенок. Отныне ему предстоит пройти долгий путь от крохотного комочка до почти сознательного годовалого малыша. Неважно, с какой скоростью он будет развиваться, за первые 12 месяцев он научится очень многому и никогда больше не будет обучаться всему с такой скоростью (малыш учится наблюдать за окружающими, улыбаться, агукать, переворачиваться, сидеть на попе, ходить, играть и многому-многому другому…) . Молодым мамам не всегда понятно, есть ли у крохи проблемы в развитии или оно, наоборот, идет с опережением. Цель статьи — рассказать, какие изменения происходят с вашим ребенком в каждый из 12 месяцев его первого года, чему учится малыш в первый год своей жизни и как он воспринимает мир вокруг себя.
Каждый младенец, ровно также как и взрослый человек индивидуален и каждый ребенок развивается индивидуально, но, что-то общее в развитии новорожденных детей происходит одинаково.
Календарь развития по месяцам
Первый месяц
Сложный месяц для молодых мамочек. Первый месяц жизни новорожденного принято называть периодом адаптации. Практически 70% времени он спит. Сон весьма важен для младенца. Во сне он растет (в среднем в первый месяц ребенок вырастает на 2-3 см. ), а организм привыкает к новой обстановке. В период бодрствования хаотично машет сжатыми в кулачки ручками и согнутыми в колено ножками. Ближе к концу первого месяца ребенок уже способен удерживать ненадолго голову, фокусировать свой взгляд на ярких игрушка, лицах взрослых, издавать гласные звуки и прислушиваться к разговору окружающих.
Педиатры считают важным прикладывание в первые два часа жизни ребенка к груди мамы. Как они полагают, в это время между ребеночком и мамой создается «эмоциональный контакт». Это когда мама начинает чувствовать ребеночка на расстоянии, его ощущения, потребности.
Немало важным в этот период жизни ребенка является питание. В среднем за первый месяц ребенок набирает в весе около 600-700 гр. Ни в коем случаи не стоит во время питания торопить ребенка. Ведь когда он питается молоком матери, он также наслаждается в этот момент теплой и заботой матери.
При рождении у ребенка имеются врожденные рефлексы, благодаря которым он адаптируется в окружающей среде. Но в течение первых месяцев жизни часть из них пропадает. К таким рефлексам относятся рефлекс:
- Сосательный (прикасания языка к предмету);
- Плавательный (если положить его животом на воду, то он будет делать плавательные движения);
- Хватательный (прикасаясь к его руке, он сжимает ее в кулачок);
- Поисковый (поиск груди матери);
- Рефлекс ходьбы (если придерживать ребенка, то он начинает передвигать ножками, как будто шагает) и многие другие.
Следующие рефлексы остаются с ребенком на всю его жизнь: моргание, чихание, зевота, вздрагивание и др.
Именно по рефлексам педиатры и детские психологи определяют состояние и развитие нервной системы ребенка. .
А мамам в первый месяц жизни ребенка нужно окружить его не только теплотой, заботой, безопасностью, но и также приучить его к концу первого месяца к режиму день-ночь.
В первые две недели не забывайте обрабатывать малышу пупочную ранку ().
- Прибавка в весе примерно 600-700 грамм, в росте — 2-3 см.
- Ест каждые 2 часа, в ночное время в среднем 3-5 раз.
- Много спит, бодрствует 2-4 часа в сутки.
- Действия пока рефлекторны.
- Движения хаотичны, кулачки сжаты.
- Когда ребенок лежит на животе, он старается поднимать голову.
- Главный способ общения с миром — плач. Так ребенок дает понять, что голоден, что у него мокрый подгузник, что у него что-то болит или что он просто хочет внимания. Ребенок может хныкать или кряхтеть, так он тоже сообщает маме о дискомфорте.
- Способен какое-то время фиксировать взгляд на неподвижных предметах — мамином лице или подвесной игрушке.
- Реагирует на громкие и резкие звуки — звонка, игрушки, колокольчика. Он может прислушаться, вздрогнуть и даже заплакать.
- Узнает мамин голос и запах, реагирует на них.
- Если с ребенком все время общаются, то к концу 1 месяца начнет появляться его собственная «речь» — гуление, или агуканье.
Второй месяц
Второй месяц развития ребенка можно назвать периодом «оживления». В этот период он уже не только смотрит на ваше лицо, но и также может различать ваше эмоциональное состояние. Улыбаетесь вы ему или наоборот разозлены, спокойны или грустны. А когда вы подходите к его кроватке, то ребеночек начинает хаотично махать ручками и ножками. Во второй месяц жизни ребенок уже более уверенно держит голову. Ближе к концу второго месяца ребенок должен набрать в весе 800 гр, а рост его должен увеличиться еще на 3 см.
- Вырос на 3 см, прибавка в весе составила от 700 гр до 1 кг.
- Становится активнее — бодрствует в среднем по 15-20 минут в час. Может спутать день с ночью и захотеть играть и общаться, когда родители спят.
- Способен поднимать и недолго держать головку.
- Разводит руки в стороны, переворачивается с бока на спину.
- Активно гулит, как бы пропевает звуки «а», «о», «у», сочетания «ага», «агу», «бу».
- Демонстрирует «комплекс оживления». Он проявляется в широкой улыбке, протягивании к маме ручек и ножек и активном движении ими, гулении.
- Успокаивается во время сосания и на руках.
- Может провожать предмет взглядом, внимательно следить за приближающимися или удаляющимися объектами, поворачивать головку на источник звука.
- Улучшается координация движений. Ребенок может раскидывать конечности в стороны, он уже нашел свои руки и с удовольствием их исследует — рассматривает, сосет пальчики.
- Руки сжаты в кулачки, но можно расправить малышу ладошки и вложить туда погремушку, он попытается ее удержать.
- Появляются первые попытки дотянуться до предмета.
- Совершенствуется зрение, ребенок начинает различать цвета, появляется первое понимание, что мир полон красок.
- Угасают рефлексы новорожденного.
Третий месяц
На третий месяц ребенок уже более уверенно держит голову. Может опираться на свои предплечья, если положить его на животик. Важно в этот период чаще переворачивать его на животик, это поможет ему избавиться от образовавшихся газов в животе и поможет укрепить мышцы шеи и спины. А также не позволяйте ему подолгу лежать на боку, это может привести к искривлению позвоночника.
В этот период ребенок уже более сосредоточенно смотрит на яркие игрушки. Может разговаривать с собой, издавать не только единичные гласные звуки, но также согласные. Становится более любопытным к окружающим его вещам и событиям. Сам высовывает соску изо рта, а потом пытается ее обратно засунуть.
К концу третьего месяца ребенок должен прибавить еще около 800 гр в весе и 3 см в росте. Период между сном может составлять 1-1,5 часа. Обязательно окружайте его заботой и теплом. Чаще разговаривайте с ним, обнимайте, целуйте, берите на ручки и гуляйте с ним по комнате.
- Рост — прибавка 3-3.5 см. Вес — прибавка 750 гр.
- Удлиняется ночной сон, укорачивается дневной.
- Лежа на животе, ребенок удерживает голову в течение 20-25 секунд, в вертикальном положении — до 15 секунд, легко поворачивает ее в разные стороны.
- Поворачивается со спины набок, в положении на животе старается опираться на локти.
- Улыбается, узнает близких, гулит, «поет» во время общения.
- Становится более эмоциональным, умеет громко смеяться вслух, пародирует мимику родителей.
- Умеет криком и плачем выражать недовольство и требовать внимания. Наблюдательные родители могут даже заметить первые проявления характера своего крохи.
- Легко распознает источник света и звука.
- Если мама держит ребенка над твердой поверхностью, он отталкивается от опоры и как бы «подпрыгивает» и сучит ножками.
- Ладошки уже расправлены, малыш тянет ручки к предложенной игрушке и пытается ее схватить, пытается ударить по находящейся над ним погремушке. Попавшую в руки игрушку он обязательно потянет в рот.
- Малыш уже нашел свои ноги, а руками старается исследовать личико.
- Движения в целом приобретают произвольный характер.
Четвертый месяц
На четвертый месяц ребенок уже уверенно может держать свою голову. Реагирует и оборачивается на звук. Лежа на животике, может опираться на свои руки и выпрямлять их. Может самостоятельно тянуться к игрушке, хватать ее, близко рассматривать, пробовать ее на вкус. Определить свою маму от других людей.
- Рост + 2.5 см, вес + 700 гр.
- Переворачивается со спины на живот, хорошо держит голову и вертит ею в стороны, уверенно поддерживает тело на локтях, когда лежит на животе.
- Предпринимает первые попытки сесть, приподнимает верхнюю часть туловища.
- Ползает на животе в кроватке или на коврике.
- Произвольно захватывает и держит игрушку одной или двумя руками, пробует ее на вкус.
- У ребенка появляются любимые игрушки.
- Совершает первые осознанные манипуляции с предметами: стучит, бросает.
- При кормлении поддерживает грудь или бутылочку.
- На смену гулению постепенно начинает приходить лепет, появляются первые слоги — «ма», «ба», «па».
- Фиксирует взгляд и пристально следит за движущимися объектами.
- Разглядывает свое отражение в зеркале.
- Ребенок при общении отдает предпочтение маме, капризничает, даже если она отошла совсем ненадолго.
- Различает своих и чужих, активно улыбается, смеется, может даже визжать от восторга.
- Реагирует на музыку — затихает, когда ее слышит и внимательно прислушивается.
- Реагирует, когда произносят его имя.
Пятый месяц
Это новый скачок в развитии Вашего ребенка. В этот период он уже может самостоятельно переворачиваться. Некоторые в этом возрасте пытаются сидеть на попе. Ползать по полу или кроватке на животике. Пытаются встать на ноги. Очень важно придерживать малыша за подмышки и учить его ходить. Для того чтобы натренировать мышцы ног и избавить его в дальнейшем от плоскостопия и «подпрыгивания» во время ходьбы. Ребенок уже четко может определить близких его людей от чужих. Более уверенно издает звуки, правда еще не осознанные. Учите его произносить самые простые слова, такие папа, мама, деда, баба. В среднем за пятый месяц Ваш ребенок прибавит в росте около 2.5 см, а весе около 700 гр.
- Рост +2.5, вес + 700 гр.
- Умеет переворачиваться со спины на живот и обратно, опирается на ладони, уверенно держит голову в вертикальном положении, смотрит по сторонам.
- Может сидеть с опорой некоторое время.
- Важным признаком нормального развития нервной системы является различение своих и чужих. Ребенок может насторожиться при появлении чужого человека, неохотно пойдет к нему на руки, может испугаться и громко заплакать. Он предпочитает находиться на ручках у родителей.
- Сам побуждает родителей к общению, тянет ручки к маме, улыбается, лепечет, произносит первые слоги. Если общения не хватает, ребенок капризничает.
- Охотно играет с предметами — подтягивает к себе, бросает, стучит, облизывает.
- Играет во время еды.
- Некоторые дети сосут пальцы на ногах.
- С интересом разглядывает лица на картинках.
- У большинства детей начинают прорезываться зубы.
Шестой месяц
В этом возрасте ребенок уже может отличить свое имя от другого имени. Может без помощи сидеть на попе, хотя самостоятельно приседать еще не может. Уверенно держит игрушки в руках, перекладывает их из одной руки в другую. Лежа на животике, может подтягивать ножки и пытаться встать на четвереньки. Учится произносить отдельные слоги: па-па, ма-ма.
Мамам на заметку!
Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...
Многие в этом возрасте начинают кормить ребенка разнообразной пищей. Только старайтесь не давать ему соленую и сладкую пищу, т.к. почки и кишечник для этого еще не достаточно развиты. Проконсультируйтесь с врачом, какую пищу можно давать ребеночку в этом возрасте.
- Рост +2.5 см, вес +700гр.
- Самостоятельно садится и сидит некоторое время.
- Ползает «по-пластунски», способен доползти до игрушки, лежащей в 10-20 см от него.
- Встает на четвереньки и покачивается взад-вперед. Это важный показатель — так ребенок готовится к полноценному ползанию.
- Наклоняется и поворачивается в разные стороны.
- Пьет из кружки, если ее придерживать, играет с едой.
- Поднимает упавшие предметы, перекладывает игрушку из руки в руку или из одной коробки в другую.
- С интересом изучает и может ломать окружающие предметы.
- Формируются простые причинно-следственные связи: толкнул предмет — он упал, нажал на кнопку — включилась музыка.
- Находит взглядом крупный объект, о котором говорит мама.
- Ребенок очень эмоционален, у него постоянно меняется настроение, он кричит, когда недоволен и громко смеется, когда с ним играют.
- С удовольствием играет в «ку-ку», может хлопать в ладоши.
- Внимательно слушает человеческую речь и воспроизводит звуки и слоги, активно лепечет. Появляются согласные «з», «с», «в», «ф».
Седьмой месяц
На седьмой месяц ребенок уже становится непоседой. Он с легкостью может самостоятельно перекатываться со спины на животик или на бок. Различает предметы и если его попросить, к примеру, сказать, где находятся часы, он, немного покрутив головой по сторонам, покажет их. С помощью поддержки посторонних может ходить, самостоятельно ползать преимущественно назад. Бьет игрушки друг об друга, бросает их и сосредоточенно смотрит, как они падают на пол или бьются об стену, часто при этом улыбается.
Дети в этом возрасте любят купаться, так как уже уверенно сидят и могут играть игрушками. Поэтому нужно в этот период приучать к купанию. Рассказывать какая часть тела как называется и потом просить, чтобы он их показывал и называл. Для того, чтобы он запоминал как они называются.
В плане рациона будет полезно давать ребенку в этом возрасте немного творога и мяса, чтобы восполнить запас кальция в организме, для дальнейшего его роста и ускорить процесс прорезывания зубиков. Калия, для нормальной работы сердца и белка, для роста мышц.
Старайтесь следить в этом возрасте за чистотой пола, игрушек и тех предметов, которые ребенок может схватить. Потому что в этом возрасте он будет их пробовать на вкус, т.е. все что попадется, будет засовывать в рот.
К концу седьмого месяца ребенок должен прибавить в весе в среднем около 550-600 гр и росте 2 см.
- Рост +2 см, вес + 600 гр.
- Уверенно сидит, прямо держит спину, иногда опирается на руку.
- Появляется или совершенствуется навык ползания, некоторые дети ползают задом.
- Снимает пищу с ложки, пьет из кружки с поддержкой.
- Сам встает у опоры, способен простоять некоторое время.
- Любит «ходить», когда мама поддерживает его под мышки или за руки.
- Совершенствуются хватательные движения, развивается мелкая моторика рук. Ребенок в восторге от пальчиковых игр — «Сорока-ворона», «Ладушки».
- С удовольствием изучает свойства окружающих предметов: стучит ими, трясет, бросает на пол, разбирает, ломает, тянет в рот. Может держать по игрушке в каждой руке и стучать ими друг о друга.
- Показывает, где у него находятся глаза, нос, рот, уши, изучает себя руками и при помощи рта.
- Начинает копировать поведение взрослых.
- Активно лепечет, пропевает звуки «та», «да», «ма», «на», «ба», «па», появляются звукоподражания «ав-ав», «ква-ква» и другие.
- С удовольствием разглядывает картинки в книжках, листает страницы.
- Определяет по тону голоса, что значит «нет».
Восьмой месяц
В этом возрасте главное не оставлять одного ребенка на высоте. Так как он уже может самостоятельно передвигаться, садиться. С интересом рассматривает новые игрушки. Может по фотографии определить маму и папу от посторонних людей. Может понимать игру «ладушки» или всем известную «ку-ку». Если его попросить помахать вслед рукой, он с удовольствием Вам помашет ее. Немного начинает понимать то, о чем его просят. Пытается кушать самостоятельно.
- Рост +2 см, вес +600 гр.
- Очень привязан к маме, даже недолгое расставание переживает очень болезненно, остерегается незнакомых людей.
- Сам сидит, встает, ходит приставными шагами у опоры и вперед, держась за руки.
- Свободно перемещается в знакомом пространстве.
- Может выполнять несложные поручения — принести, показать.
- Действия с предметами становятся соотносящими: ребенок накрывает баночки крышками, нанизывает кольца пирамидки.
- Диапазон эмоций расширяется, можно заметить недовольство, удивление, радость, восторг, настойчивость.
- Появляются первые осознанные слова — «мама», «папа», «дай».
- Словарный запас активно растет, постоянно появляются новые лепетные звуки и слова.
- Любит слушать музыку, танцевать под нее, хлопать ручками и топать ножками.
Девятый месяц
Хватаясь за рядом стоящий стул, диван или манеж, ребенок может самостоятельно подняться и передвигаться, держась за них. Падает, плачет и встает обратно. В этот период ребенок учиться ходить самостоятельно. Любит повторять слова за взрослыми, точнее слоги. Уже может пить из чашки, которую придерживает взрослый.
- Рост +2 см, вес +600 гр.
- Встает из положения сидя, садится из положения лежа, стоит и ходит с опорой. Пытается залезть на диван, стул, кресло, открывать ящики.
- Разворачивается во время ползания.
- Знает, куда класть игрушки и куда мама убрала тот или иной предмет. Хочет достать все, что его окружает.
- Активно проявляет эмоции по отношению к родителям — недоволен и вырывается, когда мама чистит ему уши или стрижет ногти, пугается, если потерял маму из вида.
- Пытается манипулировать взрослыми при помощи крика и плача.
- Пробует сам есть ложкой и проявляет первую самостоятельность в одевании.
- Совершенствуется мелкая моторика — ребенок может брать мелкие предметы, засовывает пальцы в дырочки. Умеет мять кусочек пластилина и рвать бумагу.
- Запоминает названия предметов, может показать их.
- Повторяет действия взрослых и может выполнить некоторые поручения. Любит делать все публично, повторяет действие, если его попросят.
- Знает значения слов «ложись», «дай», «иди», «сиди».
- Активно развивается речь. Формируется собственный «язык» ребенка, понятный только близким людям.
Десятый месяц
В этом возрасте движениями ребенок подражает взрослым и животным. Может самостоятельно играть с игрушками, уверенно держит их в руках. Пальцами может перелистывать книжки. При помощи взрослых может играть с другими детьми. Понимает, когда ему говорят «нельзя».
- Рост +1 см, вес +350 гр.
- Садится из положения стоя, быстро передвигается ползком, может стоять без опоры и пытается ходить.
- Любит танцевать, притопывать, хлопать в ладоши.
- Мелкие движения пальцев становятся более совершенными, ребенок удерживает в одной руке два или три небольших предмета.
- Выполняет усложненные действия: открывает и закрывает, прячет, забирает.
- Повторяет движения и воспроизводит мимику взрослых.
- Пользуется преимущественно одной рукой.
- Понимает, что нужно делать с предметами — катает машинку, толкает неваляшку, собирает пирамидку, строит башенки из двух-трех кубиков.
- Любит класть предметы друг в друга, перетаскивать их с места на место.
- Больше интересуется мелкими предметами, чем крупными.
- Находит логические связи — например, машинку может подвинуть при помощи палочки или тапка.
- Может показать части лица у себя, у мамы, у куклы.
- Может произносить названия окружающих предметов, животных.
Одиннадцатый месяц
Это уже практически «взрослый ребенок». Он самостоятельно передвигается с поддержкой, садится, ползает, встает. Понимает простые просьбы. Может назвать большинство предметов. Учится произносить первые слова, правда пока с интонацией.
- Рост +1 см, вес +350 гр.
- Активно передвигается, садится, встает, ложится, может пройти небольшое расстояние без опоры.
- Старается проявлять самостоятельность — ест ложкой, пьет из кружки, одевает носки и обувь.
- Очень ярко реагирует на новую игрушку, на незнакомую обстановку, чужих людей.
- Понимает строгую речь. Знает, что такое «нельзя», понимает по маминой реакции, хорошо или плохо он поступил.
- Любит похвалу.
- Много лепечет и общается на своем «языке», отчетливо говорит слова «мама», «папа», «баба».
- Использует разные средства выражения своих желаний, кроме плача — показывает пальчиком, переводит взгляд.
- Машет рукой при прощании.
- Утвердительно кивает или отрицательно качает головой.
- Любит музыкальные игрушки, яркие иллюстрации в книжках.
- Захватывает бусины или фасоль указательным и большим пальцем.
Двенадцатый месяц
В почти годовалом возрасте, в большинстве случаев ребенок уже начинают ходить самостоятельно без опоры, стоять. Активно участвуют в процессе питания, купания и одевания. Проявляет чувство заботы к игрушкам. Кормит их и укладывает спать. Повторяет звуки, которые услышит на улице, по телевизору или дома. Начинает произносить первые слова. Правда, эти слова не всегда всем понятны. Но те, кто будет внимательно слушать ребенка, их поймет.
- Рост +1 см, вес +350 гр.
- Стоит, встает из положения на корточках, самостоятельно ходит.
- Перешагивает препятствия и приседает, чтобы поднять с пола предмет.
- Активно участвует во всем, что его касается — одевание, мытье рук, чистка зубов.
- Пользуется ложкой, пьет из кружки, умеет жевать твердую пищу.
- Ярко проявляются пищевые пристрастия — малыш не ест, если еда ему не нравится.
- Нуждается в родителях и привязан к своим игрушкам. Болезненно воспринимает отсутствие мамы или папы.
- Собирает и разбирает игрушки; если нужно освободить руку, вкладывает предмет под мышку или в рот.
- Знает, как пользоваться предметами — телефоном, молотком, веником.
- Ищет предмет, даже если не видел, куда его положили.
- Понимает все, о чем ему говорят.
- Говорит о своих желаниях — «дай», «на», зовет маму, папу, бабушку. Словарный запас малыша в год — 10-15 слов.
Все приведенные выше показатели условны. Развитие ребенка зависит от многих моментов — это и наследственность, и бытовые условия, и социальная среда. Получайте радость от общения со своим малышом, хвалите его за успехи и не расстраивайтесь, если он пока чему-то не научился. Всему свое время. Ваш ребенок — самый лучший, и в ваших силах помочь ему стать гармоничным развитым маленьким человечком.
Обобщили:
Развитие ребенка за один год весьма стремительное. Всего за 365 дней, ребенок превращается из крохотного, не умеющим и не знающего ничего человечка в разумного. В 1 годик он уже умеет самостоятельно ходить, садиться, вставать, кушать, пить, играться, говорить, чувствовать и понимать. Главное оградить ребенка заботой и любовью в это время. Ни в коем случаи не ругайтесь при ребенке. Хоть он и маленький, но все-таки он все чувствует и понимает. Растите своих детей здоровыми, умными и сильными!
Таблица прибавки роста и веса
Открыть таблицу
Возраст | Средняя прибавка в росте | Средняя прибавка в весе |
Месяц 1 | 3 — 3,5 см. | 750 г. |
Месяц 2 | 3 — 3,5 см. | 750 г. |
Месяц 3 | 3 — 3,5 см. | 750 г. |
Месяц 4 | 2,5 см. | 700 г. |
Месяц 5 | 2,5 см. | 700 г. |
Месяц 6 | 2,5 см. | 700 г. |
Месяц 7 | 1,5 — 2 см | 550 г. |
Месяц 8 | 1,5 — 2 см | 550 г. |
Месяц 9 | 1,5 — 2 см | 550 г. |
Месяц 10 | 1 см. | 350 г. |
Месяц 11 | 1 см. | 350 г. |
Месяц 12 | 1 см. | 350 г. | и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!
Правильное питание детей в первые месяцы жизни имеет важнейшее значение в поддержании здоровья, влияет на рост и развитие ребенка. Качество питания влияет на процесс пищеварения и прибавку массы тела ребенка. (В первые шесть месяцев жизни ребенок увеличивает массу своего тела в два раза, а в течение первого года жизни она увеличивается в три раза). В этот период жизни роль рационального питания трудно переоценить.
Молоко матери является лучшим питанием для младенцев, т.к. оно содержит все необходимые ребенку пищевые ингредиенты и биологически активные вещества.
Однако, когда грудное вскармливание не возможно, необходимой становится искусственное вскармливание младенцев. При этом необходимо выбрать качественную молочную смесь.
№ | Наименование смеси | Особенности смеси | Производитель | Содержание основных пищевых веществ и энергии в 100 мл готовой смеси | ||||
Белки, г | Жиры, г | Углеводы, г | Железо, мг | Ккал | ||||
Смеси отечественного производства | ||||||||
1 | МалюткаНоваяформула | Сухая молочная смесь высокой степени адаптации по всем нутриентам. Содержит: таурин, L-карнитин, селен, йод. Обладает профилактическим эффектом, алиментарно-зависимых состояний, йоддефицитных состояний. | Нутриция, Россия | 1,6 | 3,5 | 7,4 | 10,0 | 68,0 |
2 | Нутрилак 0-12 | Сухая обезжиренная молочная смесь с добавлением деминерализованной молочной сыворотки. Содержание белка понижено. Содержит: таурин, L -карнитин. Низкая осмолярность смеси | Нутритек, Россия | 1,5 | 3,4 | 7,4 | 0,8 | 66,6 |
Смеси зарубежного производства | ||||||||
3 | Беби | Сухая обезжиренная молочная смесь с преобладанием сывороточных белков. Углеводы — в виде лактозы. Содержит: таурин, L -карнитин, железо, селен | Kolinsk, Словения | 1,54 | 3,5 | 7,04 | 0,9 | 66,7 |
4 | Бона | Приготовлена на сухом, частично обезжиренном коровьем молоке, деминерализованной молочной сыворотке. Содержит: таурин | Нестле, Финляндия | 1,5 | 3,5 | 7,3 | 0,73 | 67,0 |
5 | Дамил | Сухая обезжиренная молочная смесь. Содержит: 100% растительные жиры, L-карнитин, таурин, йод, селен | Дания | 1,5 | 3,6 | 6,99 | 0,89 | 66,5 |
6 | Мамекс плюс | Сухая обезжиренная молочная смесь с сывороточным белками и растительными маслами, комплексом витаминов и минералов. Содержит: таурин, селен, B-каротин, олигосахариды, фосфолипиды, нуклеотиды | Интернейшл Нутришнл Ко, Дания | 1,46 | 3,61 | 7,25 | 0,77 | 67,3 |
7 | МДмил | Сухая обезжиренная молочная смесь. Содержит: нуклеотиды, селен, таурин, инозитол. | Франция«Летри де Краон» | 1,6 | 3,6 | 7,5 | 0,6 | 68,9 |
8 | Нан | Сухая обезжиренная молочная смесь, улучшенного состава, с высоким превалированием модифицированных сывороточных белков. Количество белка понижено. Содержит: нуклеотиды, таурин, L-карнитин, железо, селен, йод. Обеспечивает профилактику алиментарно-зависимых состояний, обладает антиоксидашной защитой. | Нестле, Швейцария | 1,2 | 3,6 | 7,5 | 0,8 | 67,0 |
9 | Нестожен | Сухая частично обезжиренная молочная смесь. Белковый компонент преимущественно состоит из казеиновой фракции. Содержит: таурин, L-карнитин, железо. Обеспечивает профилактику срыгиваний, алиментарно-зависимых состояний. Вызывает чувство насыщения | Нестле, Швейцария | 1,7 | 3,4 | 7,4 | 0,8 | 67,0 |
10 | Нэнни | Сухая молочная смесь на основе обезжиренного козьего молока, полностью адаптирована. Содержит: железо, йод, холин, карнитин, таурин. Обладает антиоксидантным эффектом. Назначается с рождения для профилактики алиментарно-зависимых состояний, пищевой аллергии. Противопоказана при лактазной недостаточности, непереносимости белков козьего молока | Голландия Бибиколь | 1,5 | 3,6 | 7,6 | 0,85 | 69,0 |
11 | Пилтти | Приготовлена на коровьем молоке с добавлением деминерализованной молочной сыворотки. Содержит: карнитин, таурин, лактозу, декстрин-мальтозу | Ван ден Берг Фудс, Финляндия | 1,5 | 3,5 | 7,0 | 0,7 | 65,0 |
12 | Симилак | Сухая обезжиренная молочная смесь. Содержит: таурин | Абботт.ЛабораторияСША/Дания | 1,5 | 3,6 | 7,3 | 0,15 | 67,6 |
Участковы педиатр. Профилактическая медицинская помощь/Н. Л. Черная
Время бежит незаметно. Совсем недавно ваш карапуз появился на свет, и вы носили на руках маленький комочек. Теперь его не узнать: малыш кардинально изменился внешне, он многое умеет и понимает. Развитие ребенка в 12 месяцев еще больше направлено на познание окружающего мира. Этот период является переходным, поэтому в некоторой степени сложен для малыша и родителей.
В 12 месяцев ребенок имеет вес 9.5 – 10.5 кг (±1 кг) и рост 74 – 76 кг (± 3 см). Прибавка массы и длины тела существенно не отличается от предыдущего месяца.
Что умеет нового в двенадцать месяцев ваш малыш?
- Ходит за ручку или самостоятельно. Но может продолжать активно ползать на четвереньках.
- Ребенок в 12 месяцев может одной ручкой взять два маленьких предмета, а двумя – три или горсть.
- Уверенно подает предмет взрослому и отпускает его. Умеет захватить пуговицу на вашей одежде при помощи согнутых большого и указательного пальцев.
- Малыш уже может приседать или садиться без опоры.
- Моторное развитие ребенка в годик позволяет ему построить башенку из нескольких кубиков и надевать кольца на палочку.
- Малыш продолжает осваивать жесты, кроме тех, что уже усвоены (см. ребенок в 10 и 11 месяцев), еще может: послать воздушный поцелуй (если вы его научите), поцеловать маму, дует на горячее.
- В 12 месяцев ребенок делает попытки кушать ложкой самостоятельно, при условии, что вы ему это показываете и позволяете сделать самому.
Что нового в психическом развитии:
- К году ребенок понимает более 20 слов и знает названия предметов, которые видит вокруг каждый день. Произношение слов пока отдаленно напоминает должное, могут переставляться местами слоги, не все буквы выговариваются. Малыши вкладывают несколько значений в одно слово.
- Ребенок в 12 месяцев начинает тянуться к другим ребятишкам, но пока не умеет общаться без конфликтов.
- Теперь кроха хорошо понимает, как и с кем в семье можно себя вести. Он чувствует мягкость матери и позволяет себе шалить или даже манипулировать ею. Знает, что с папой такое не прокатит.
- С ребенком к 12 месяцам становится все сложнее играть, он может устанавливать какие-то свои, не приемлемые для вас, правила в играх и упорствовать в том, что делать нельзя: кидаться песком, дергать за хвост кошку.
- У детей примерно с этого возраста начинает проявляться долговременная память. Малыши могут запомнить, что происходило вчера или несколько дней назад. Есть люди, которые уже будучи взрослыми, способны вспомнить себя в годик.
- Когда малыш слушает музыку, то пытается подпевать, а стоя – пританцовывать.
- Выполняет простые просьбы. (см. ребенок в 11 мес.)
- Приблизительно, начиная с 9-го месяца, но чаще всего в один год, у детей может наступить трудный переходный момент, когда они становятся будто не похожими на себя и кардинально меняются – это кризис первого года. Как он проявляется:
- Трудновоспитуемость (непослушание, упрямство);
- Резкое повышение самостоятельности (отказ от помощи);
- Обидчивость и плаксивость;
- Противоречивое поведение (ребенок может раздражаться, когда что-то не получается и ждать помощи от вас, но сразу отказаться от нее).
У любой мамы возникают вопросы: почему ребенок начал так себя вести? Что это: вредность или я его избаловала? Не стоит слишком переживать и бурно реагировать на перемены. Вот причины, из-за которых меняется поведение малыша:
- У ребенка постепенно формируется воля, которая все чаще начинает сталкиваться с волей взрослого, из-за чего возникает протест со стороны малыша.
- Мироощущение ребенка с 12 месяцев полностью меняется: он осознает первые признаки того, что он отдельная личность, что родители – это взрослые, которым позволено больше, чем ему.
- С приобретением все большего количества навыков, у ребенка растет уверенность в себе, и он все больше проявляет самостоятельность. В то же время, малыш пока не может оценивать адекватно свои возможности, распределять силу, предвидеть ситуацию. Поэтому ребенок как бы переоценивает себя и из-за этого терпит неудачи, которые, конечно же, выводят его из себя. Ребенок не может принять мысль: «что у него не получается сделать то, что хочется, ведь мама это умеет».
- Запреты воспринимаются ребенком как препятствие взрослыми к познанию им мира.
Тест на развитие детей в 12 месяцев:
- Малыш уже должен уметь ползать, стоять с поддержкой и сделать несколько шажков, если вы держите его за ручки.
- Ребенок в 12 месяцев должен использовать 1 – 2 жеста: махать ручкой, кивать «да» или «нет».
- Ребенок должен говорить хотя бы одно осмысленное слово: мама, папа.
- Должен уметь выполнить простые просьбы: дай, возьми.
- Кроме того, должны присутствовать навыки, полученные в предыдущих месяцах. (см. ребенок в 10 и 11 мес.)
- К концу первого года у ребенка должен быть хотя бы один зуб или набухшая десна – свидетельство того, что зубик растет.
Если хоть по одному из пунктов теста результат отрицательный, то обязательно нужно посетить детского врача.
Развитие ребенка по месяцам. 1 год / 12 месяцев видео
Режим – сон и питание
Родители многих годовалых детей сталкиваются со сменой режима. Приходится это делать потому, что теперь ребенка становится трудно уложить днем в такое же время, поэтому дневной сон приходится отодвигать. Так проявляют себя «совы», которые утром просыпаются в 9 – 10 часов, а днем укладываются в 14 – 15 часов. Таким образом, получается, что такие дети начинают спать днем один раз по 2 – 3 ч, примерно с 14 до 17 часов, а ночной сон у них начинается только в 22 часа или даже позднее.
Мамам на заметку!
Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...
В связи с этим приходится приучать малыша к другому режиму питания. Если ребенок перешел на один длинный дневной сон, то пять раз покормить его не получится. Такие малыши кушают 4 раза, например: завтрак в 9.00, в 13.00 — обед, в 17.00 – полдник и ужин в 21.00.
Если режим вашего малыша не подвергся изменениям, то все остается по-прежнему. (см. ребенок в 11 мес.)
Как помочь малышу развиваться
- Продолжайте периодически носить ребенка на руках. (см. «холдинг» ребенка в 10 мес.)
- Развитие ребенка в годик все так же направлено на совершенствование речи и мелкой моторики, поэтому продолжайте занятия, которые развивают эти функции. (см. ребенок в 10 и 11 мес.)
- Самый главный навык, который сейчас приобретает ваш кроха – это ходьба. Как бы вам не захотелось, чтобы ребенок начал ходить, важно, чтобы он был к этому готов. Если малыш освоил ползание и с легкостью передвигается, то можно подталкивать его к тому, чтобы он начинал ходить, но отучать ползать его не нужно. Для этого:
- Поместите любимые игрушки малыша на доступную для него высоту. Как только вы заметите, что малыш встал и тянется за предметом, перенесите его чуть подальше от ребенка, чтобы кроха проделал несколько шагов сторону цели. Не торопите малыша, опорно-двигательный аппарат постепенно привыкает к новым нагрузкам. Увеличивайте расстояние постепенно.
- Когда ребенок научится проделывать самостоятельно подряд несколько шажков от опоры до опоры, создайте ему несколько таких целей в виде игрушек. Пусть малыш переходит от одной опоры до другой: от стула к кроватке, от кроватки к креслу.
- Очень часто малышу мешает сделать первый шаг чувство неуверенности и страх потерять равновесие. Дайте малышу в руки игрушку для равновесия, отойдите на пару шагов и попросите принести вам предмет. Многим деткам этого достаточно, чтобы осмелиться ходить самостоятельно.
- Когда ходите гулять с ребенком, обращайте внимание ребенка на других детишек, которые уже ходят. Чужой пример заразителен.
- Не злоупотребляйте ходунками, они могут сформировать неправильную осанку (). Лучше использовать игрушки-каталки или вожжи. Поддерживайте малыша за предплечья или кисти, но не за подмышки. Когда кроха сможет делать несколько шагов самостоятельно, можно страховать сзади, поддерживая за капюшон. Теперь старайтесь меньше пользоваться коляской.
- Падения – важная составляющая в процессе обучения ходьбе. Не бросайтесь к нему сразу же после падения, пусть малыш сам попробует встать. Помогайте, если ребенок действительно не может встать или ударился и заплакал.
- Если у вас есть, где походить по травке, по песку или просто по земле, то будет полезным выпускать погулять ребенка босиком. По жесткому полу учить ходить малыша нужно только в специальной детской обуви. Причина в том, что при ходьбе в стопе напрягаются определенные группы мышц, что происходит только при передвижении по естественным поверхностям (земля, песок, камушки). Когда ребенок ходит по жесткому полу, то стопа расслаблена или не полностью напряжена, что приводит к различным нарушениям в походке и голеностопе. Следует заметить, что первые башмачки должны быть не просто тапочками или нарядными босоножками, а ортопедически правильными ботинками. Желательно, чтобы они были на шнуровке и с высоким задником — для устойчивой фиксации голеностопа и с каблучком 5 мм — для профилактики плоскостопия. Конечно, не нужно держать постоянно ребенка в ботинках, но когда малыш учится ходить – одевайте.
Читаем статью