Главная · Молитвы · Развивающие игры для детей младшей группы в детском саду. Виды мышления у детей дошкольного возраста Развитие мышления 3 года

Развивающие игры для детей младшей группы в детском саду. Виды мышления у детей дошкольного возраста Развитие мышления 3 года

Мышления для младших дошкольников

Игра «Кто где спит».

Цели : развивать умственные способности, представления об основных геометрических фигурах; закреплять название цвета; формировать действия подбора по образцу.

: карточки, разбитые на секторы (в каждом секторе геометрическая фигура).

Описание : дети вспоминают названия знакомых фигур- человечков. Педагог раздает карточки, где изображены «кроватки» для каждой из фигурок. «Человечков» надо уложить «спать» в подходящие для них кроватки, то есть разложить все фигуры на карточки так, чтобы они совпали с нарисованными, например: человек, имеющий форму квадрата, ложится в кроватку соответствующей формы.

Игра «Бесконечная классификация».

Цель: развивать навыки классификации, внимание, память.

карточки с изображениями животных, некоторых других предметов.

Описание: выложить все карточки. Предложить ребенку отделить все карточки с изображениями животных. Далее животных разделить на диких и домашних. Из домашних, в свою очередь, выбрать тех, кто имеет копыта, и отсортировать их на тех, кто с рогами и кто без рогов. Можно классифицировать животных по признакам: пушистый - гладкошерстный, хищник - травоядный, плавает - не плавает, прыгает - не прыгает и т. д.

Игра «Во саду ли, в огороде...».

Цели : развивать навык классифицирования; помочь изучить порядок вещей.

Игровой материал и наглядные пособия: карточки с изображениями огорода, сада, леса; фигурки овощей, фруктов, ягод, грибов (вырезанные из картона).

Описание : предложить ребенку правильно распределить вырезанные фигурки, вспомнив, что где растет: овощи - в огороде, ягоды и грибы - в лесу, фрукты - в саду.

Игра «Что положим в холодильник?».

Цели: развивать навык классифицирования; помочь изучить порядок вещей.

Игровой материал и наглядные пособия : карточки с изображениями холодильника, шифоньера, посудного шкафа, книжного шкафа, изображения предметов, хранящихся в холодильнике, шифоньере и т. д.

Описание: рассказать ребенку историю про то, как один мальчик решил побаловаться: вытащил все продукты из холодильника, одежду из шкафа, а также всю посуду и книги. Все вещи перепутались, и он не смог убрать их на место, а ведь мама мальчика увидит и расстроится. «Давай поможем ребенку и разложим все по своим местам: продукты рядом с холодильником, одежду возле шифоньера, книги около книжного шкафа, посуду - перед посудным шкафом».

Игра «Найди картинку».

Цель : развивать память, внимание.

Игровой материал и наглядные пособия : картинки одинакового формата с различными изображениями.

Описание: показать ребенку картинку. Он должен внимательно рассмотреть ее. Предложить ребенку отвернуться и выложить все картинки, в том числе и ранее рассмотренную. Предложить найти картинку, которую он уже видел.

Игра «Загадай картинку».

Цель : развивать внимание, слуховое восприятие, речь.

Описание : выложить несколько картинок с разными изображениями. Для первых занятий стоит выбрать рисунок с одиночным предметом. Предложить ребенку выбрать какую-нибудь картинку, но не говорить, какую. Задать ребенку вопросы, ответы на которые приведут к разгадке. Например: «На картинке, которую ты выбрал, изображено животное? Это дикое или домашнее животное? Оно с рогами? С копытами? У него длинный хвост? И т. д.». Предложить поменяться ролями: педагог загадывает картинку, а ребенок задает вопросы.

Игра «Что я делаю?».

Цель: развивать внимание, воображение.

Описание: предложить ребенку поиграть в интересную игру: педагог имитирует определенные действия, а ребенок должен угадать, что под этим подразумевается. Например: педагог складывает пальцы так, будто держит карандаш и водит рукой по воображаемой бумаге. Ребенок должен догадаться, что «рисует» или «пишет» педагог. Следует показывать простые, доступные пониманию жесты (стучать молотком, есть ложкой, пить из чашки, кидать мяч и т. п.). Затем поменяться ролями.

Игра «Кто это делает».

Цель: развивать речь, наблюдательность, логическое мышление.

Описание : предложить ребенку угадать, о ком идет речь в рассказе. Перечислить действия того или иного человека. Например: приходит домой с работы, ужинает, играет с тобой, ходит с нами в парк, цирк и т. п. (Мама или папа.) Стрижет волосы, делает прически, работает в парикмахерской. (Парикмахер.) Лечит детей и взрослых, носит белый халат, слушает фонендоскопом. (Врач.)

Игра «У кого это есть».

Цель: развивать речь, внимание, память, наблюдательность.

Описание: см. игру «Кто это делает» (перечисляются предметы, вызывающие ассоциации с действиями человека). Объяснить ребенку правила и начать перечисление. Например: у кого есть круглые коричневые очки, зеленая кофта и гостинец для тебя? (У бабушки.) У кого есть белый халат, фонендоскоп, белая шапочка? (У врача.) И т. д.

Игра «Дает корова...».

Цель: развивать внимание, память.

Игровой материал и наглядные пособия : карточки с изображениями животных, продуктов, получаемых от животных (молоко, яйца, шерсть и т. п.).

Описание : разложить карточки в произвольном порядке. Предложить ребенку рядом с изображением каждого животного положить изображение того, что дает нам это животное. Например: курица - яйцо, перья (можно нарисовать подушку); корова - молоко (творог, сметана, кефир); коза - пуховая пряжа (нарисовать носочки, варежки) и т. д.

Игра «Узкое - широкое».

Цели: познакомить с понятиями «узкое - широкое»; развивать навыки сопоставления.

Игровой материал и наглядные пособия : два мяча разного размера.

Описание : предложить ребенку прокатить мячи по дорожке, огороженной кубиками. Сделать две полосы - одна для маленького мяча, другая - для большого. Прокатить маленький мяч по широкой дорожке, затем попробовать прокатить большой мяч по узкой. Побудить ребенка объяснить, почему мяч не может уместиться на маленькой дорожке. Введите в активный словарь ребенка понятия «узкая - широкая». Экспериментировать: провести по дорожкам игрушки разного размера. В конце игры обобщить: широкая дорожка - для больших игрушек, узкая - для маленьких.

Игра «Сравнение величин».

Цель: развивать навык сравнительного анализа, речь, логическое мышление.

Игровой материал и наглядные пособия : широкая и узкая полоски бумаги, кубики.

Описание: предложить ребенку построить домики для мышки и для зайки: «Как ты думаешь, мы им построим одинаковые по размеру домики?» Побудить ребенка сделать вывод, что домик мышки должен быть меньше домика зайки.

После того как домики будут готовы, рассказать, что зверюшки попросили положить перед их жильем тропинки для гостей. Но чтобы гости не перепутали, дорожка перед мышиным домом должна быть узкой, а перед заячьим - широкой. Показать ребенку, как определить, какая из дорожек (бумажных полосок) шире, путем наложения их друг на друга. Пусть малыш сам распределит дорожки между домиками.

Игра «Как же их отличить?».

Цель : развивать навык сравнительного анализа предметов посредством наложения их друг на друга.

Игровой материал и наглядные пособия: одинаковые геометрические фигуры с незначительной разницей в размерах (вырезанные из бумаги).

Описание : рассказать ребенку, что фигурки - пирожные для кукол. Рассеянные наши куклы перепутали все пирожные и не могут определить, где чье. Ведь пирожное для Маши больше, чем пирожное для Оли, а пирожное для Светы - самое маленькое. Надо куклам помочь. Пусть ребенок подумает, как это можно сделать. Показать ему, как, накладывая фигурки друг на друга, выяснить, какое пирожное больше, а какое - меньше. Раздать куклам их десерт.

Игра «Подбери елку».

Цель: развивать навык сопоставления, умение применять слова «выше - ниже», речь.

Игровой материал и наглядные пособия : елки (вырезанные из бумаги) разного размера.

Описание : нарисовать домик. Рассказать ребенку про мальчика, который живет в этом доме. Рядом с домом изобразить сугробы. Пояснить, что скоро будет Новый год. А значит, обязательно нужна елочка: «Помоги подобрать такую елочку, чтобы она уместилась в домике». Елочки разместить на другом листе бумаги. Если ребенок не справляется с заданием, показать ему, как можно сравнить размер елочки и домика, приложив к нему дерево. Прикладывая елочки, комментировать: «Нет, эта елочка нам не подойдет, она выше домика, она туда не поместится. А эта елочка - слишком маленькая, она ниже домика».

Игра «Разве так бывает?».

Цель: помочь изучить категорию «выше - ниже».

Описание: нарисовать многоэтажный дом, рядом - деревенский дом такого же размера. Поинтересоваться у ребенка, возможно ли, чтобы эти дома и в реальной жизни были одинаковой величины? Выяснить, почему этого не может быть (много этажей - один этаж), значит, многоэтажный дом выше, а деревенский - ниже.

Игра «Чем они похожи?».

Цель: развивать внимание, наблюдательность.

Описание : показать ребенку два предмета, попросить его рассказать о том, что в этих предметах общего, затем - чем они отличаются. Например: «Рассмотри мяч и кубик одного цвета». Общее: оба предмета являются игрушками, оба - одного цвета. Отличия: мяч - круглый, кубик - квадратный, мяч - большой, кубик - маленький. Усложняя игру, показать ребенку предметы с менее выраженными различиями, например: две машинки одного цвета, но с разными колесами, формой кузова и т. д.

Игра «Товарный поезд».

Цель: развивать логическое мышление.

Игровой материал и наглядные пособия: карточки с изображением предметов разных категорий (посуда, мебель, животные).

Описание : предложить ребенку поиграть в поезд. Поезда идут в разные города и везут разные грузы. Например, поезд, идущий в Москву, везет посуду. Поэтому на картинках-вагончиках должны быть нарисованы предметы этой категории. Поезд, идущий в другой город, перевозит диких животных и т. д. Усложняя игру, выложить карточки разных категорий, но сделанных из одного материала, например, деревянные ложки, деревянные стулья, деревянные кубики, доски и т. д.

Игра «Угадай, о чем я говорю».

Цель: развивать логическое мышление, память, внимание.

Описание : предложить ребенку отыскать в комнате предмет. Описать его местонахождение, цвет, форму, материал, из которого он сделан, и т. д. Например: «То, что я загадала, находится сейчас под одним из стульев в этой комнате. Этот предмет небольшой, круглый, резиновый, красного цвета». Усложняя игру, в дальнейшем не называть место, где находится предмет, перечисляя все остальные его признаки.

Игра «Что бывает...».

Цель : развивать речь, память, навык обобщения предметов по признаку или свойству.

Описание: педагог задает ребенку вопросы, а он на них отвечает. Например: «Что бывает желтого цвета?» (Цыпленок, солнышко и т. п.); «Что растет на дереве?»; «Кто живет в лесу?» и т. д.

Игра «Что на что похоже».

Цель : развивать навык сравнения.

Описание : предложить ребенку поиграть в вопросы и ответы. Например: «Что такое же круглое, как мячик?» (Арбуз, апельсин, яблоко и т. п.); «Что такое же белое, как снег?»; «Что такое же сладкое, как сахар?» и т. д.

Игра «Покажи дорожку».

Цель : развивать мелкую моторику, логическое мышление.

Описание : нарисовать в разных местах небольшие изображения животных и в отдалении от них — то, что эти животные употребляют в пищу. Например, если на листе нарисован заяц, значит, должна быть морковка или капуста, медведь - бочонок с надписью «Мед», мышь - сыр и т. п. Предложить ребенку провести линии, которые покажут зверю, где лежит его любимая пища. Играть можно в соответствии с темами: «Люди - одежда», «Звери - жилище», «Дерево — лист» и т. п. Для усложнения задания нарисовать посредине листа несколько деревьев или цветов, объяснив ребенку, что тропинка должна их обойти.

На третьем году жизни у детей наблюдается значительный скачок в развитии навыков мышления. Ребенок начинает ценить юмор и шутки, начинает придумывать решение более сложных задач и учится ставить себя на место других людей. Ребенок знает, что у других людей есть мысли и чувства, которые отличаются от его собственных, он способен представить, что они думают и испытывают. Малыш может обнять вас, когда вам грустно. Он может помогать другим детям, которые не справляются с чем-либо.

А вот у двухлетних детей не всегда хорошая репутация. Некоторые люди даже называют их «неуправляемыми». Но это совсем не так. На данном этапе дети совершают огромный скачок в развитии своих навыков мышления, начинают использовать воображение и развивают множество собственных идей. Проблема заключается в том, что в этом возрасте они еще не обладают всеми навыками контроля над своим собственным миром, необходимыми для реализации всех своих идей. Это приводит к гневу , замешательству и фрустрации - чувствам, которыми они еще не умеют хорошо управлять. Поэтому у детей часто случаются срывы, известные как истерики .

Однако есть множество способов помочь ребенку справиться с проблемами, преуспевать и учиться в течение всего этого захватывающего года, наполненного как множеством «нет», услышанного от вашего энергичного малыша, так и его веселым, задорным смехом.

Вот основные способы развития навыков мышления двухлетнего ребенка:

  • Проводите много времени во всевозможных играх «понарошку».
  • Развивайте навыки логического мышления вашего ребенка.
  • Выясняйте устройство и принцип работы различных предметов по отдельности и вместе.
  • Обращайте внимание на закономерности и взаимосвязь идей.
  • Сортируйте и классифицируйте предметы в течение дня.
  • Думайте и разговаривайте о чувствах.
  • Проверяйте на практике новые идеи и концепции решения задач (текущих проблем).

Проводите много времени во всевозможных играх «понарошку»

Способность притворяться, изображать, разыгрывать знаменует собой большой скачок в развитии навыков мышления. Когда дети притворяются, это означает, что они понимают символы: кубик может стать автомобилем, обувная коробка может превратиться в домик для мягкой игрушки, а слово обозначает предмет или мысль. Понимание символов важно для развития таких навыков, как математические операции, логика, письмо и приобретения знаний в естественных науках.

Как можно помочь ребенку развивать воображение:

  • Уделяйте время всевозможным ролевым играм , в которых важен принцип «понарошку». Пусть ваш ребенок будет «главным». Это поможет ему развить свои собственные идеи. Это также укрепит его навыки мышления, ведь ему придется выстраивать логические цепочки при построении сюжета игры: собака должна вернуться домой, потому что пошел дождь. Вы можете помочь ребенку развивать мысли, задавая следующие вопросы: «Что чувствует собака? Что она пытается сделать? Зачем? Что произойдет дальше?».
  • Выдайте ребенку большое количество реквизита , который поможет разыгрывать придуманные им истории - шляпы, костюмы для переодевания, детскую посуду, игровой набор врача, блокноты, кубики, игрушечные продукты и предметы домашнего обихода, такие как большие картонные коробки, одеяла, подушки и т. д.

Развивайте навыки логического мышления вашего ребенка

Когда дети приближаются к возрасту трех лет, они начинают понимать логические связи и цепочки; например, чтобы расти, нужно есть. Они используют свои быстро улучшающиеся языковые навыки, чтобы задавать вопросы о том, что они видят, слышат и чувствуют. В этом, наверное, и заключается причина того, что каждое второе слово двухлетнего ребенка это «Почему?» . Способность мыслить логически имеет решающее значение для осмысления задач и достижения ребенком успеха в школе и жизни .

Чем могут помочь родители:

  • Не отвечайте на вопросы своего ребенка немедленно. Спрашивайте сначала, что он думает по поводу вопроса, это заставит его мозг работать. Внимательно выслушайте ответ вашего ребенка и подтвердите свое понимание его идей. Затем вы можете предложить правильный ответ. Например, если он говорит, что ночью темно, чтобы люди могли спать, вы можете ответить: «Да, безусловно, спать легче, когда темно», а затем объяснить как можно проще заход и восход солнца.
  • Задавайте ребенку как можно больше вопросов во время ежедневных игр и занятий. Когда вы проводите время вместе, задавайте ребенку вопросы «почему?»: «Как ты думаешь, почему листья опадают с деревьев?», «Почему идет снег?», - это заставляет ум вашего ребенка активно работать, а также дает ему понять, что он вам интересен и его мысли для вас очень важны.

Выясняйте устройство и принцип работы различных предметов по отдельности и вместе

Старшие малыши выходят за рамки простого исследования и использования предметов в качестве инструментов. Например, они могут использовать обувную коробку как гараж для игрушечных автомобилей. Они также исследуют мир более сложными и творческими способами. Вы можете увидеть ум вашего малыша в работе, когда он:

  • Роет песок, чтобы найти спрятанные игрушки.
  • Делает поделки из пластилина.
  • Строит сложные конструкции из кубиков.
  • Разыгрывает истории по своему сценарию.
  • Разделяет, складывает вместе и сортирует предметы.
  • Проверяет, как работают двигающиеся части игрушек, открываются - закрываются, вращаются (например, колеса/двери игрушечного грузовика).

Чем могут помочь родители:

  • Наблюдайте за ребенком и обращайте внимание на то, к чему он проявляет интерес. Задавайте вопросы о том, что вы видите и испытываете вместе: «Что, по-твоему, мы найдем, когда раскопаем песок?», «Куда летит бабочка?». Вместе рассуждайте об интересном: «Интересно, сколько лап у этого паучка?», «Интересно, сколько ступенек до входной двери?», «Интересно, куда девается дождь, когда он падает на землю?». Замечая и развивая природную любознательность вашего ребенка, вы воспитываете его любовь к познанию.
  • Предоставляйте ребенку много возможностей для творческих исследований. Гуляйте на природе. Играйте с песком и водой. Давайте ребенку предметы, которые он может разбирать и исследовать. Манипулируя со знакомыми (и не совсем знакомыми) предметами, дети выясняют для себя их устройство и принцип работы. Этот способ решения задач имеет решающее значение для достижения успеха в школе.

Обращайте внимание на закономерности и взаимосвязь идей

Малыши используют свои воспоминания, чтобы применять прошлый опыт в настоящем. Они видят облачное небо и понимают, что может начаться дождь. Это также помогает им понять, как устроен мир - дождь идет из серых облаков. Вы можете наблюдать эту новую способность ребенка обнаруживать закономерности и связывать явления и идеи между собой, когда он:

  • Смеётся над шутками.
  • Просит печенья у бабушки, если мама ответила «нет».
  • Помнит, что тетя Инна не может приехать на праздник, потому что она живет далеко.
  • Сообщает вам, что идет дождь, и поэтому ему нужен зонт.

Чем могут помочь родители:

  • Связывайте прошлое с настоящим. Четко выстраивайте логические цепочки в жизни вашего ребенка: он должен носить варежки, чтобы не замерзли ручки. Он должен брать в бассейн полотенце, чтобы вытираться после плавания.
  • Используйте ежедневные занятия, чтобы обнаруживать закономерности. Используя речь для объяснения этих закономерностей, вы помогаете ребенку мыслить логически и увеличиваете тем самым его словарный запас. «Ты заметил, что собака скулит каждый раз, когда хочет, чтобы ее вывели на улицу?», «Когда стиральная машинка выключается, это значит, что одежда уже чистая и сухая».

Сортируйте и классифицируйте предметы в течение дня

Старшие малыши могут сортировать предметы в соответствии с их характеристиками (все пластмассовые рыбки в одну кучу, все пластмассовые птички в другую). Они также начинают понимать более сложные понятия времени , пространства, размера и количества . Вы увидите доказательства этих новых навыков мышления, когда ваш ребенок:

  • Говорит, сколько ему лет.
  • Располагает предметы в логическом порядке (тарелку рядом с чашкой, машинку рядом с кукольным домиком).
  • Задает вопросы типа «сколько?» или «когда?».
  • Сортирует бусины по цвету или размеру.
  • Разыгрывает истории по своему сценарию или по сценариям, которые он часто наблюдает дома (например, расставание с мамой по утрам).
  • Складывает крупные пазлы из трех-четырех частей.

Чем могут помочь родители:

  • Сортируйте и классифицируйте предметы в течение дня. Вместе с ребенком занимайтесь стиркой. Ребенок может отделять цветное белье от белого и складывать в кучи носки, рубашки и брюки. Он может помогать накрывать на стол и раскладывать вилки, тарелки и ложки. Во время уборки в доме попросите ребенка убрать все машинки в один шкаф, а книги в другой.
  • Помогайте ребенку понять чувство времени. Используйте песочные часы, чтобы помочь ребенку связать понятие времени с ощущением времени (чтобы ему было легче понять, что означает временной промежуток в пять или десять минут). Это также даст ему некоторое чувство контроля над пониманием того, когда должны произойти изменения. (Он может наблюдать за песочными часами и знать, что, когда песок на исходе, он должен закончить игру и идти есть.)

Думайте и разговаривайте о чувствах

Двухлетние дети начинают лучше распознавать собственные чувства. Некоторые из них могут даже начать называть их: «Я злой!.. Мне грустно… Я счастлив». Но им все еще нужно учиться управлять своими чувствами. (Истерики все еще очень характерны в этом возрасте.) Двухлетние дети также знают, что у других людей тоже есть свои мысли и чувства. Вы можете наблюдать такое осознание себя и окружающих, когда ваш малыш:

  • Использует слова для описания чувств - «счастливый» или «грустный».
  • Определяет и называет чувства на картинках в книгах (печаль, страх, гнев).
  • Утешает других, когда они расстроены или обижены.
  • Определяет чувства других людей: «Маме грустно?».
  • Играет в дочки-матери с куклами и мягкими игрушками (заботится и жалеет их).

Чем могут помочь родители:

  • Говорите о чувствах. Помогите своему ребенку развивать словарный запас, обозначающий чувства. Облекайте в слова то, что, по вашему мнению, чувствует ребенок. «Ты так рассердился из-за того, что нам нужно уходить из парка». «Ты грустишь, когда бабушка уезжает». Это поможет вашему малышу понять и справиться со своими чувствами.
  • Говорите о том, что чувствуют другие люди. «Эта маленькая девочка прыгает и улыбается. Как ты думаешь, ей весело?». При чтении книг, спрашивайте, какие чувства, по мнению ребенка, испытывают персонажи: «Как ты думаешь, он боится темноты?».

Проверяйте новые идеи и концепции решения задач

Двухлетние дети решают задачи методом проб и ошибок. Вы можете наблюдать, как ваш старший малыш умеет решать задачи, когда он:

  • Привлекает других детей в свою игру: «Ты будешь принцессой».
  • Затачивает затупившийся карандаш о бумагу, чтобы продолжить раскрашивать.
  • Поворачивает кусочки пазла в разные стороны, пытаясь его сложить.
  • Придумывает слова и песни.
  • Разыгрывает истории, меняя сюжет в соответствии со своими целями (не всегда логично).

Чем могут помочь родители:

  • Помогайте своему ребенку проверять разные варианты решения задач. Когда он попадает в тупик, предлагайте другие подходы. Например, предложите ребенку подобрать отверстия соответствующей формы. Если ему нужна волшебная палочка для спектакля, спросите его, какой бытовой предмет можно использовать в качестве нее.
  • Развитие мышления детей 2-3 лет

    Мышление — это процесс познания связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира. Именно мышление позволяет анализировать, находить логические связи, систематизировать и обрабатывать информацию, поступающую от органов чувств. Именно мышление позволяет человеку более или менее удачно справляться со всевозможными задачами, встающими на его жизненном пути. И именно в своем крохе большая часть придает огромное значение.

    Развитие мышления у ребенка происходит непрерывно, исподволь (далеко не всегда заметно для взрослых) и имеет свои закономерности и этапы, которые необходимо учитывать, . можно представить как строительство дома, где каждый последующий этаж строится на основе предыдущего. Чем прочнее был выстроен предыдущий этаж, тем легче воздвигнуть новый, тем прочнее будет весь дом.

    До 3-4-х лет мышление ребенка носит наглядно-действенный характер. Практически каждый предмет, привлекший внимание малыша, обладает для него притягательной силой (если только не пугает и не вызывает неприятные эмоции) и вызывает непреодолимое желание действовать с ним: собирать - разбирать, закрывать - открывать, размазывать рассыпать. Это часто бывает утомительно для взрослых - приводить потом все в порядок, но это насущная потребность ребенка - изучать свойства окружающих предметов и учиться действовать с ними.

    То есть познание окружающего мира происходит в процессе реальных манипуляций с игрушками и предметами (ребенок раннего возраста буквально «думает руками»).

    Во время своих, казалось бы, несложных действий с предметами малыш сталкивается с множеством проблем и учится их решать. закатился под кровать, а обратно почему-то не выкатывается?! Как его достать? А деревянные блоки от никак «не хотят» прятаться в пластмассовом ведерке. А что получится, если их развернуть другим боком? Так методом проб и ошибок идёт развитие практического мышления.

    Думают только о том, что они делают именно сейчас и не задумываются о том, что было раньше или будет потом. Малыши могут планировать лишь ближайшие шаги.

    Далее, ближе к трём-четырем годам, появляется наглядно-образное мышление . Ребенок не только мыслит образами, но и начинает создавать их в своем . Так он может играть и без игрушек: сделать вид, будто ест из воображаемой тарелки воображаемой ложкой или представить палочку - . В этом возрасте малыш легко представляет себе то, о чем взрослый рассказывает ему в , идет ли речь о реалиях из существующего мира (козленочек, старик со старухой, домик) или о вымышленных персонажах или предметах (Змей Горыныч, ковер-самолет, говорящий волк).

    И наконец, ближе к , развитие мышления переходит на следующую ступень, оно становится словесно-логическим. Постепенно ребенок от конкретных образов переходит к более общим (абстрактным) понятиям и рассуждениям. Ребенок 7 - 8 лет способен отвлечься от конкретного образа и выделить основные понятия.

    Овладение родной речью (понимание и говорение) теснейшим образом связано с развитием мышления ребенка. Малыш 2—3 лет может понять не только то, что находит прочную опору в его личном практическом опыте, но и в состоянии представить себе то, что описывается знакомыми ему словами и никогда не имело места в его непосредственном опыте. (Малыши этого возраста уже способны слушать и понимать сказки с простым сюжетом). Однако, понимание словесных указаний, описаний, объяснений, даваемых взрослыми, дается ребенку с некоторым трудом.

    Раннего возраста следует на основе совместной предметно-практической и игровой деятельности.

    Развитие ребенка эффективно только на фоне непринужденной и комфортной психоэмоциональной обстановки.

    Создайте ребенку дома развивающую среду, которая позволит свободно, разнообразно и содержательно исследовать окружающий мир, манипулируя различными предметами.

    Должны приносить малышу радость, тогда у ребенка будет сохраняться интерес к познанию окружающей действительности. Ни в коем случае не принуждайте малыша к игре!

    Все задания должны быть наглядными и носить характер увлекательной игры. Не забывайте старое правило: от простого - к сложному, от хорошо знакомого - к новому.

    Малыш познает мир через деятельность - предлагайте ему помогать вам в бытовых делах: мыть посуду, вытирать пыль, развешивать бельё, подметать. Обращайте его внимание на различные процессы, причинно-следственные связи и свойства предметов: повесили мокрое белье, а теперь оно высохло, от мокрых ботинок остались следы на полу, сухой песок хорошо сыплется, а мокрый - плохо.

    Для понимания свойств и взаимосвязи вещей, малышу полезно возиться с крупами, лоскутками, песком, водой, палочками, снегом.

    Если ребенок не справляется с заданием, выполните его вместе или переключите внимание малыша на более простое задание. Придёт время, и ребенок обязательно осилит всё, с чем он не мог справиться на этом этапе!

    Для развития мышления предлагайте ребенку делать , складывать , делать постройки из , рисовать, лепить, играйте с ним в сюжетно-ролевые игры.

    Для оптимальной работы мозга важно поддерживать стабильный уровень сахара в крови. Поэтому кормить малыша надо понемногу, но часто.

    Для мозга и его кровоснабжения необходимы полезные вещества и витамины, которые содержатся в овощах, фруктах, цельнозерновых продуктах, орехах, сыре, рыбе, бобовых, гречневой крупе.

    Активная работа мозга требует, чтобы поступающая в мозг кровь содержала необходимое количество кислорода, не забывайте проветривать комнату, где играет или занимается ребенок, и побольше гуляйте с ним на свежем воздухе.

    Для кровоснабжения мозга важны . Обязательно чередуйте пассивные и активные занятия.

    Показатели развития мышления у детей в возрасте 2 - 3 лет

    2 года - 2 года 6 месяцев

    Группирует предметы по цвету, форме или размеру.

    Происходит переломный период в развитии речи:

    Появляются вопросы: “Где?”, “Почему?”, “Куда?”;

    Словами начинает заранее намечать свои действия, намерения.

    Экспериментирует в игре, не боится действовать путем проб и ошибок, понимает ошибки.

    2года 6 месяцев - 3 года

    Собирает картинку из двух - четырех частей.

    Появляются вопросы: “Зачем?”, “Когда?”

    Проявляет самостоятельность в выполнении дидактических заданий.

    Имея перед глазами образец, может выложить подобную несложную фигуру из счетных палочек.

    Укладывает в нужные ячейки фигуры-вкладыши на доске «Сегена».

    Повторяет постройку из 2-3-х деталей разной формы, выполненную взрослым.

    Ориентируясь на размер, пытается строить вертикальные модели.

    При помощи взрослого может вложить четыре матрешки одна в другую.

    Собирает пирамидку с учетом размера колец.

    Материал к занятию.

    СОРТИРОВКА ИГРУШЕК

    Двухлетние дети любят свои игрушки. Чем больше вы придумываете игр, в которых участвуют их игрушки, тем больший восторг это у них вызывает.
    Сядьте на пол со своим малышом и разложите перед собой побольше игрушек.
    Начинайте сортировать их по цвету. «Давай выберем все красные игрушки и сложим их в отдельную кучку».
    Еще можно сортировать игрушки по размеру или иным качествам (игрушки на колесиках, игрушки-животные и т.п.).
    Спросите малыша, как можно, по его мнению, рассортировать игрушки. Способов можно придумать много, особенно, если вы поможете малышу.

    ВЫСОКО-НИЗКО


    Взрослый предлагает ребятам проходить через разные «ворота» – высокие или низкие. Если ведущий говорит, что ворота высокие, то можно идти прямо, а если низкие – надо наклониться.
    Дети идут по кругу, и кто вовремя не наклонился, садится отдыхать.
    Игра может быть усложнена, в нее могут быть введены разные оттенки: очень высокий (прыгнуть вверх), очень низкий (проползти) и т.п.

    ТЯЖЕЛЫЙ-ЛЕГКИЙ

    (на развитие диалектического мышления)
    Игра, аналогичная предыдущей. Каждому ребёнку дается пустая сумка или пакет. Детям говорят: «Каждый из вас несет сумку. Сумка может быть тяжелая и легкая. Покажите, как несут легкую сумку». Дети показывают. «Теперь покажите, как несут тяжелую сумку. Так. А теперь можно играть. Вы будете как будто нести сумки, а я буду говорить, какие они у вас: тяжелые или легкие. И вы так и будете нести каждый свою сумку».
    Здесь тоже можно ввести оттенки: очень тяжелая сумка (сумка ставится на пол) и очень легкая (сумка складывается).
    Аналогично можно построить большое число игр: «быстро-медленно», «грустно-весело», «жарко-холодно», «светло-темно» и т.п.

    ШАРИК НА ГОРКЕ

    (на развитие мышления и ориентировки в пространстве)
    Приготовьте небольшую горку. Это может быть любая дощечка, поставленная под углом к плоскости стола.
    На некотором расстоянии от горки проведите черту (можно положить ниточку). Дайте ребёнку небольшой шарик и попросите его спустить шарик с горки так, чтобы он остановился около черты.
    Естественно, что сначала малыш будет ошибаться, но через некоторое время он научится точно находить соотношение расположения шарика на горке и дальности его пробега. Можно провести эту игру и как соревнование («Чей шарик точнее докатится до черты?»).
    Эту же задачу можно предложить более старшим детям, несколько усложнив ее. Можно на пути шарика поставить брусок, а в стороне – небольшие ворота. Пред ребёнком ставится задача расположить брусок на пути шарика так, чтобы шарик, ударившись о него, попал в ворота. Эту задачу можно многократно варьировать, меняя угол наклона горки и расположение ворот.

    СМЕШНЫЕ ГЛУПОСТИ

    Вместе с малышом начните рассматривать его любимую книжку.
    Задавайте ему по картинкам вопросы, которые являются неверными.
    Если на картинке нарисованы пасущиеся коровы, спросите: «Это собака ест травку?».
    Если на картинке медведи обнаружили Машу, спящую в их кровати, спросите: «Этого мишку зовут Машей?».

    БИЛЕТ НА ОДНУ ПОЕЗДКУ НА КОРОВЕ

    Вырежьте прямоугольные билетики из цветной бумаги. Бумага должна быть достаточно прочной. Отлично подойдет для данной цели картон.
    Спросите у ребенка, не хочет ли он прокатиться на корове. Попросите у него голубой билетик.
    После того как вы получите от него нужный билет (помогите малышу, если он плохо разбирается в цветах), усадите его на колени покачайте вверх-вниз. Помычите при этом: «Му-у, му-у».
    Продолжайте в том же духе: просите билетик того или иного цвета и издавайте звуки различных животных.
    С малышом ограничьтесь 2-3 цветами, а ребенок постарше вполне справится с б?льшим количеством названий и цветов, и животных.
    Скоро малыш будет сам сообщать вам, на ком он желает прокатиться.
    Поощряйте ребенка использовать в этой игре плюшевых животных.

    ДОМ, КОТОРЫЙ ПОСТРОИЛИ… МЫ

    Хорошенько вымойте тетрапак из-под молочных продуктов (он очень похож на домик).
    Снабдите ребенка самоклеящимися цветными листочками бумаги, и пусть он приклеивает окна, двери и вообще украшает дом.
    Во время прогулки взгляните внимательно на ваш собственный дом. Обсудите с ребенком, как выглядят и для чего нужны двери, окна, труба, ступеньки и прочее.
    От этой игры малыша будет не оторвать.

    С удовольствием разместим Ваши статьи и материалы с указанием авторства.
    Информацию присылайте на почту

    Татьяна Мизева

    Татьяна Владимировна Мизева, Елена Николаевна Ярусова , внимания для детей 2-3 лет .

    Настольные дидактические игры на развитие мышления .

    Дидактическая игра «Подбери мячикам их половинки»

    Цель : «Развитие мышления и памяти »

    Задача : Учить, подбирать половинки предметов (мячей) с одинаковым рисунком. Развивать мелкую моторику .

    Ход игры : Воспитатель вместе с ребенком, рассматривают картинки с изображением половинчатых мячей, другие половинки мячей лежат на тарелочке. Затем воспитатель дает ребенку поиграть самостоятельно. Ребенок находит пару к каждому мячу.

    Дидактическая игра «Чего не хватает у каждого из этих предметов»

    Цель : «Развитие мышления и памяти »

    Задача : Учить, называть, находить и соотносить части знакомых предметов. Развивать мелкую моторику .

    Ход игры : Детям предлагаются картинки с изображением зайчика, мышки, домика, машинки. У каждого из этих предметов не хватает одной детали (ушко, хвостик, крыша, колесо) . Дети должны подобрать не достающую деталь предмета (зайчик – ушко, мышка – хвостик, домик – крыша, машинка – колесо) .

    Дидактическая игра «Найди предметы по парам»

    Цель : «Развитие мышления и памяти »

    Задача : Учить, самостоятельно подбирать смысловые пары. Развивать мелкую моторику .

    Ход игры : Детям предлагаются картинки с изображением аквариума, ведерка, вазы, тарелки. К каждой из этих картинок ребенку нужно подобрать предмет по смыслу (аквариум - рыбка, ведерко - лопатка, ваза - цветы, тарелка - кружка) .

    Настольные дидактические игры на развитие внимания .

    Дидактическая игра «Найди тень зайчика»

    Цель : «Развитие внимания и памяти »

    Задача : Учить, соотносить предмет с его силуэтом. Развивать мелкую моторику .

    Ход игры : Детям предлагается картинка с изображением трех разных зайчиков. А также мобильный зайчик похожий на одного из трех выше указанных зайчиков. Ребенок должен определить по силуэту к какому из трех зайчиков подойдет мобильный зайчик.

    Дидактическая игра «Найди снеговиков по форме»

    Цель : «Развитие внимания и памяти »

    Задача : Учить, соотносить предметы по величине (большой, маленький) . Развивать мелкую моторику .

    Ход игры : Детям предлагается картинка с изображением двух снеговиков (большой и маленький) . А также два мобильных снеговика (большой и маленький) . Ребенок должен соотнести по величине большого и маленького снеговика.

    Дидактическая игра «Найди такую же бабочку»

    Цель : «Развитие внимания и памяти » .

    Задача : Учить, соотносить предмет по его форме и цвету. Развивать мелкую моторику .

    Ход игры : Детям предлагается картинка с изображением трех разных бабочек. А также одна мобильная бабочка. Ребенок должен соотнести мобильную бабочку, с идентичной бабочкой изображенной на картинке по цвету и форме.


    Публикации по теме:

    Дидактические игры для развития логического мышления у старших дошкольников 5–7 лет с речевыми патологиями Презентация Слайд 1 Тема: Дидактические игры для развития логического мышления у старших дошкольников 5-7 лет с речевыми патологиями. Слайд.

    «Развитие слухового внимания через подвижные и дидактические игры на прогулке» С самого рождения людей окружает множество звуков: шелест.

    Дидактические игры для развития связной речи, внимания, памяти и мышления детей младшего возраста Дидактические игры для развития связной речи, внимания, памяти и мышления детей младшего возрастаИгра "Чудесный мешочек" ЦЕЛЬ: учить детей.

    Рaзвитие логичеcкого мышления является одной из нaиболее важных тем во всеcтороннем рaзвитии детей 3-4 лет. Именно этoт вoзрaст наиболее.

    Дидактические игры для развития наглядно-действенного мышления и воображения (старший дошкольный возраст) 1. Игра «Муха». Цель: Научить детей анализировать зрительный образ. Нужно нарисовать квадрат и разделить его на девять клеточек. В центре.

    Игры и упражнения по развитию пространственных представлений, логического мышления, внимания и произвольности поведения Игры и упражнения по развитию пространственных представлений, логического мышления, внимания и произвольности поведения у детей 6–7 лет.