Главная · Любовь и отношения · Под запретом: куда нельзя ходить с грудным ребенком. Что маме нужно знать о новорождённых в первую очередь? Можно ли младенцев

Под запретом: куда нельзя ходить с грудным ребенком. Что маме нужно знать о новорождённых в первую очередь? Можно ли младенцев

Мир ребенка

Новорожденный младенец воспринимает окружающий мир как поток быстро сменяющихся ощущений. Все чувства, звуки, образы для него незнакомы и не связаны между собой. У малыша нет чувства времени, ощущения и он не может отделить себя от окружающего мира. В его системе мышления отсутствуют причина и следствие. События происходят как бы сами по себе, независимо друг от друга. Ребенок испытывает голод и слышит собственный плач. Рождается ли этот крик внутри его существа или доносится откуда-то извне? Может быть, и плач, и чувство голода исчезают потому, что пришла мама? Ребенок не знает ответа и не может задать вопрос... Поскольку расстройство вызывает плач, а за плачем следует утешение, в сознании ребенка постепенно выстраивается связь между этими событиями. Он видит вас у своей кроватки и уже чувствует, что сейчас наступит ощущение комфорта и покоя. Спустя какое-то время малыш начнет интуитивно ощущать себя в безопасности, зная, что его желания будут удовлетворены. По мере того как возрастает доверие ребенка к вам, в вас крепнет уверенность в своих силах. Вы уже способны верно оценить его склонности, знаете его сильные стороны, можете приспособиться к темпу развития малыша и удовлетворить его потребности. Теперь вы становитесь самым важным человеком в его жизни, который понимает его нужды и характер. В течение первых дней и недель крепнут узы любви между вами и малышом. Эти теплые и нежные отношения станут для него первым уроком любви. На протяжении всей своей жизни он будет черпать из них энергию и строить на их основе взаимоотношения с окружающим миром.

Двигательные навыки

Новорожденный младенец не в состоянии самостоятельно принимать пищу или передвигаться, но он далеко не беспомощен. Он вступает в мир, имея в запасе достаточно большой набор способов поведения, основанных на безусловных рефлексах. Большинство из них жизненно важны для малыша. Например, если новорожденного ребенка погладить по щеке, он поворачивает головку и ищет губами соску. Если соску положить в рот, ребенок автоматически начнет сосать ее. Другой набор рефлексов защищает ребенка от физических повреждений. Если малышу прикрыть нос и рот, он будет вертеть головкой из стороны в сторону. Когда к его лицу приближается какой-либо предмет, он машинально моргает глазами. Некоторые рефлексы новорожденного не имеют жизненно важного значения, но именно по ним можно определить уровень развития ребенка. Осматривая только что родившегося младенца, врач-педиатр держит его в разных положениях, неожиданно издает громкие звуки, проводит пальцем по ступне малыша. По тому, как ребенок реагирует на эти и другие действия, врач убеждается, что рефлексы новорожденного нормальны и нервная система в порядке. В то время как большинство рефлексрв, присущих новорожденному, исчезают в течение первого года жизни, часть из них становится основой для приобретенных форм поведения. Сначала ребенок сосет инстинктивно, но по мере приобретения опыта он приспосабливается и изменяет свои действия в зависимости от конкретных условий. То же самое можно сказать и о хватательном рефлексе. Новорожденный младенец каждый раз одинаково сжимает пальцы независимо от того, какой предмет положить ему на ладонь. Однако когда малышу исполнится четыре месяца, он уже научится контролировать свои движения. Сначала он сосредоточит внимание на предмете, затем протянет руку и схватит его. Мы склонны считать, что все новорожденные начинают свое развитие с одинаковой исходной точки, однако они заметно отличаются друг от друга по уровню двигательной активности. Некоторые дети удивительно вялы и пассивны. Лежа на животе или на спине, они остаются почти неподвижными до тех пор, пока их не приподнимут и не переложат. Другие, наоборот, проявляют заметную активность. Если такого ребенка положить в кроватке лицом вниз, он будет медленно, но упорно двигаться к ее изголовью, пока не упрется в самый угол. Очень активные дети могут рефлекторно переворачиваться с живота на спину. Еще одно важное различие у новорожденных -- уровень мышечного тонуса. Некоторые дети выглядят очень напряженными: их коленки постоянно согнуты, руки плотно прижаты к телу, пальцы крепко сжаты в кулачки. Другие -- более расслаблены, мышечный тонус конечностей у них не такой сильный. Третье различие между новорожденными заключается в степени развития их сенсорно-двигательного аппарата. Некоторых детей, особенно маленьких или тех, которые родились преждевременно, очень легко вывести из состояния равновесия. При любом, даже самом незначительном шуме они вздрагивают всем своим существом, а их руки и ноги начинают беспорядочно двигаться. Иногда без всякой видимой причины по их тельцу пробегает дрожь. Другие малыши с самого рождения выглядят хорошо развитыми. Они как будто знают, как положить руку в рот или рядом со ртом, и часто делают это, чтобы успокоиться. Когда они шевелят ножками, их движения упорядочены и ритмичны. Разные уровни развития двигательных навыков, мышечного тонуса и сенсорно-двигательного аппарата, которые наблюдаются у новорожденных, отражают особенности в организации нервной системы. Дети, которые активно ведут себя, хорошо развиты и имеют нормальный мышечный тонус, считаются у родителей легкими детьми. За пассивными, слаборазвитыми детьми с вялым или, наоборот, слишком напряженным мышечным тонусом, который наблюдается первые месяцы жизни, гораздо труднее ухаживать. К счастью, благодаря заботливому уходу и терпе- нию родителей, большинство детей преодолевают эти трудности и в своем развитии быстро догоняют сверстников.

Способность видеть, слышать, чувствовать

Ребенок появляется на свет с врожденным репертуаром реакций, помогающих ему приспособиться к окружающему миру. Он щурит глаза, когда зажигается яркий свет или какой-нибудь предмет приближается к его лицу. На небольшом протяжении он может прослеживать взглядом двигающийся предмет или человеческое лицо. Новорожденный ребенок обладает также врожденной способностью через свои ощущения получать новую информацию. Любопытно, что он даже проявляет определенные предпочтения среди того, что видит. Как правило, младенцы предпочитают конфигурации с выраженной точкой и их особенно привлекают движущиеся предметы и сочетания черного с белым. Задумайтесь над тем, какими удивительными свойствами обладает глаз человека. Трудно удержаться от вывода, что в ребенке изначально заложена уникальная способность устанавливать зрительный контакт со своими родителями. Наряду с врожденными зрительными способностями, новорожденный обладает также замечательным слухом. Мы не только уверены в том, что малыш слышит с момента рождения, но есть все основания предположить, что он слышит, еще находясь в утробе матери. Новорожденный поворачивает головку в ту сторону, откуда доносится звук, особенно если это незнакомый ему звук, и, наоборот, от-ворочивается от повторяющихся, громких или непрерывных звуков. Еще более поражает тот факт, что ребенок в состоянии отличить человеческий голос от любого другого звука. Иными словами, кроме врожденной способности смотреть вам в глаза, в ребенке заложена также способность слышать ваш голос. Однако несмотря на то, что новорожденный в состоянии воспринимать звук и поворачиваться в ту сторону, откуда он доносится, его зрительная и слуховая системы недостаточно скоординированны. Если ребенок слышит шум, источник которого находится прямо перед ним, он не станет инстинктивно искать его взглядом. Для развития такой координации необходимо время. Давая ребенку возможность познакомиться с предметами, которые привлекают его внимание и своим видом, и своим звуком, родители закладывают в сознании малыша основу для способности связывать увиденное с услышанным. До сих пор речь шла о способности ребенка видеть и слышать. Теперь настала пора поговорить о других ощущениях: о вкусовых, об обонянии и осязании. Дети любят сладкое и отказываются от соленой, кислой и горькой нищи. Кроме того, они отворачиваются от сильных и резких запахов. Известно также, что новорожденные реагируют на разного рода прикосновения. В то время как энергичное растирание махровым полотенцем возбуждает малыша, ласковый массаж способен его усыпить. Проводя по тельцу кончиками пальцев или кусочком мягкой шелковой ткани, можно привести его в состояние спокойного бодрствования. Малышу особенно приятно ощущать прикосновение человеческой кожи. Многие мамы, кормящие детей грудью, рассказывают, что младенец начинает активнее сосать, если его рука лежит у матери на груди. Мы описали несколько типичных способов того, как дети реагируют на разного рода стимулы, когда реакции ребенка на них проявляются по-разному, в зависимости от конкретных условий. Д-р Прехтль и д-р Бразельтон, а также другие исследователи, изучающие новорожденных, отмечают, что у детей имеются разные уровни возбудимости. Этим уровнем возбудимости обусловливаются особенности поведения детей. Проснувшись, ребенок может находиться в спокойном бодрствовании или активном бодрствовании, а может кричать или плакать. Каким образом новорожденный реагирует на происходящее в окружающем мире, больше всего зависит от степени его возбуждения. Ребенок, находящийся в состоянии спокойного бодрствования, услышав звонок, моментально остановит свои действия и попытается повернуться в сторону раздавшегося звука. Тот же малыш в возбужденном или раздраженном состоянии может просто не заметить звонка.

Понимаем своего ребенка

Период младенчества -- время, когда и ребенок и родители приспосабливаются друг к другу. Забота о малыше заставляет взрослых по-новому организовывать свой распорядок дня. Новорожденный как физически, так и психологически адаптируется к жизни вне материнского тела. Неотъемлемой частью этого процесса является саморегуляция ребенка. Он учится самостоятельно регулировать степень своей активности, так чтобы плавно переходить от состояния сна к бодрствованию и наоборот. В первые недели после рождения ребенка много сил у вас будет уходить на то, чтобы помочь малышу освоить эти переходные состояния. Бодрствующий ребенок реагирует на звуки, пристально глядя на лица окружающих, и кажется, что у него внимательный и разумный взгляд. В такие моменты энергия малыша направлена на то, чтобы воспринимать информацию, и тогда у родителей появляется возможность заниматься и общаться с ним. Однако слишком интенсивные упражнения могут утомить ребенка. Новорожденный не может сам выйти из состояния возбуждения. Поэтому особенно важно, чтобы родители вовремя почувствовали, что малышу необходим отдых. Если его ротик морщится, кулачки сжимаются и он нервно перебирает ножками, значит пришла пора отдохнуть. Периоды активности и покоя в жизни ребенка должны перемежаться. Правильно составив распорядок дня, вы поможете своему малышу естественным способом переходить от одного состояния к другому. После кормления, например, можно подержать его в вертикальном положении, прислонив к плечу, или, взяв на руки, тихонько покачать. Иногда ребенок может прийти в состояние покоя и после сильного крика. Если проснувшийся малыш начинает капризничать и видно, что он вот-вот расплачется, родители, как правило, всячески пытаются этого не допустить. Однако в некоторых случаях целесообразнее будет дать возможность покричать как следует. Видимо, плач снимает у ребенка напряжение и помогает ему перейти из одного состояния в другое. Даже если сразу после дремы он заплачет, пропустив состояние спокойного бодрствования, наплакавшись он может обрести его. Однако, как правило, новорожденному бывает очень трудно выйти из состояния крика без посторонней помощи. Всем детям нужно помочь успокоиться. Однако при этом к каждому из них необходим индивидуальный подход. Одни дети затихают, если родители заботливо берут их на руки или заворачивают в теплое мягкое одеяльце. Другие, наоборот, раздражаются при любом ограничении свободы и гораздо быстрее успокаиваются, когда их кладут на плоскую поверхность, не укрывая и не препятствуя их движениям. Большинству детей нравится, когда их носят или качают. Однако к каждому малышу необходимо иметь свой подход. Подумайте, какие из перечисленных способов лучше всего подходят вашему ребенку. Ходить по комнате, прижав малыша к плечу. Держать ребенка на весу, покачивая из стороны в сторону. Держать его у плеча и ритмично похлопывать по спинке. Положив ребенка себе на колени, ритмично двигать ими вверх и вниз или из стороны в сторону, или ласково похлопывать малыша по ягодицам. Сидя в кресле-качалке, положить ребенка лицом вниз себе на колени или, прижав к плечу, держать в вертикальном положении, медленно раскачиваясь. Быстро и ритмично раскачиваться в кресле-качалке. Положить ребенка в коляску и катать ее взад и вперед. Прогуляться, положив ребенка в коляску или в специальный рюкзачок. Положить ребенка в подвесной домашний гама-чок и тихонько покачать. Покатать ребенка в машине. Звуки, так же как и движения, действуют на детей успокаивающе, но и здесь у малышей есть свои предпочтения. Некоторые быстрее успокаиваются, когда слыщат непрерывные звуки тиканье часов, шум стиральной машины, звуки, имитирующие биение сердца, и т. д. Другие лучше реагируют на негромкий разговор, монотонное пение или тихий шепот. Есть и такие дети, которым нравится музыка -- колыбельные, записи классических произведений, мелодии из музыкальных шкатулок. До сих пор мы говорили о том, как заботливые и любящие родители помогают новорожденным адаптироваться в жизни вне материнской утробы. В свою очередь ребенок также оказывает влияние на жизнь взрослых. Он помогает им приспособиться к их новой роли -- родителей. С рождением ребенка они приобретают новый социальный статус, и между ними и малышом строятся очень тесные отношения. Ребенок может сообщить о своем внутреннем состоянии только двумя способами -- улыбаясь и плача. Процесс развития этих способов практически одинаков. В первые недели жизни малыша они возникают как бы сами собой, что отражает его реакцию на те физиологические процессы, которые происходят в его организме. Крик является признаком дискомфорта или боли, улыбка -- свидетельством того, что ребенок находится в состоянии покоя и получает удовольствие. Постепенно баланс начинает смещаться. Плач и улыбки все больше регулируются внешними факторами, и в результате ребенок начинает, конечно, еще без слов, непосредственно общаться с родителями. Особенно интересно наблюдать, как меняется улыбка в первые один-два месяца жизни ребенка. Первоначально блуждающая улыбка появляется на личике малыша во время сна. Затем в возрасте двух недель он начинает улыбаться, когда его глаза открыты, что обычно происходит после кормления. При этом улыбка, как правило, сопровождается стеклянным отсутствующим взглядом. К третьей-четвертой неделе в улыбке происходят качественные изменения. Ребенок реагирует на громкий голос родителей, с которыми у него устанавливается визуальный контакт, и в конце концов младенец награждает взрослых вполне осознанной улыбкой. Ребенок, который большую часть времени доволен, спокоен и находится в контакте с окружением, вселяет в родителей уверенность и оптимизм. Нервный и капризный малыш, которого нелегко успокоить, несмотря на заботливое отношение взрослых, доставляет им гораздо больше проблем. Те родители, у которых появился первенец, нередко связывают раздражительность ребенка с тем, что они неопытны и не умеют правильно с ним обращаться. Как только они поймут, что повышенная возбудимость малыша зависит от внутренних физиологических процессов, происходящих в его организме, они вновь обретут уверенность в себе. Это поможет им пройти через испытания, которые ожидают их в первые недели жизни ребенка. Методом проб и ошибок родители приобретают опыт и находят собственный способ успокаивать своего малыша -- пеленать, энергично укачивать или же просто дать возможность ему какое-то время как следует покричать, пока он не уснет. Очень важно, чтобы родители с самого начала понимали, что трудности, испытываемые ребенком в первый год жизни, никак не связаны с особенностями его поведения и характера в будущем. В течение первого месяца жизни малыша большинство родителей испытывают подчас отрицательные эмоции. Молодая мать, страдающая от постоянного детского плача, измученная родами и бессонными ночами, может впасть в депрессию или стать раздражительной по отношению к другим членам семьи. Отцу, несмотря на его горделивую улыбку, может иногда казаться, что младенец не только ограничивает его свободу, но также лишает внимания и заботы жены. По мере того как дети взрослеют, их сон длится дольше, а родители приспосабливаются к другому распорядку дня. По окончании первого трудного периода, когда только складываются отношения между родителями и малышом, члены семьи в полной мере смогут вознаградить друг друга радостью общения.

КАК ЗАНИМАТЬСЯ С НОВОРОЖДЕННЫМ

Наиболее трудная задача, стоящая перед новорожденным ребенком в течение первого месяца его жизни, -- приспособиться к условиям вне материнского организма. Большую часть времени малыш спит. Проснувшись, он начинает вести себя в соответствии со своим внутренним физиологическим состоянием. Периоды активного бодрствования, когда ребенок готов воспринимать новую информацию, редки и кратковременны. Поэтому не стоит заранее планировать занятия с новорожденным, просто старайтесь использовать удобный случай. Такая возможность появляется, когда ребенок сыт и пребывает в хорошем настроении. Помните, что у детей разные пороги возбудимости, и если вы переутомите малыша, он может начать беспокоиться, кричать и плакать.

Практические советы

Занимайтесь ребенком не больше, чем это нужно Ему необходимо человеческое тепло, и поэтому он любит, чтобы его брали на руки. Попробуйте узнать, как относится к этому ваш малыш. Некоторые дета нервничают и раздражаются, когда их держат на руках слишком долго. Бывает, что раскапризничавшийся малыш затихает, если его положить в удобный детский рюкзачок. Однако если ребенок очень редко бывает на руках, он может стать вялым и апатичным. Меняйте положение ребенка Когда ребенок бодрствует, старайтесь разнообразить его позы. Пусть он какое-то время лежит на животе, затем на спине или на боку. Находясь в разных положениях, малыш научится двигать руками и ногами. Детский календарь Рядом с пеленальным или туалетным столиком повесьте календарь и карандаш. В отдельную графу можно записывать каждое новое достижение вашего ребенка. Наслаждайтесь временем, которое вы проводите с малышом Смейтесь и веселитесь вместе с ребенком. Иногда кажется, что он в состоянии выразить свою радость. Не бойтесь избаловать ребенка Старайтесь быстро выполнять его желания. Если вы уделяете малышу достаточно внимания, когда он в нем нуждается, он не станет досаждать вам лишний раз. Обращайтесь с малышом бережно Возвращаясь домой из больницы, привезите новорожденного в удобном, надежном автомобиле.

Повседневные дела

Время кормления Сохраняйте хорошее настроение Независимо от того, кормите вы ребенка грудью или из рожка, старайтесь делать это так, чтобы и ребенок и вы чувствовали себя спокойно и удобно. Помните, что малыш лучше вас знает, когда он уже насытился, поэтому не делайте попыток заставить его съесть еще немножко. Избегайте принуждения, чтобы не потерять доверие ребенка. Протяните руку и дотроньтесь Пока малыш ест, ласково поглаживайте ему головку, плечи и пальцы рук, тогда кормление у него будет ассоциироваться с вашими нежными прикосновениями. Некоторые дети во время еды любят слушать пение, а другие, услышав мамин голос, перестают сосать. Если вашего ребенка легко отвлечь, отложите пение на время перерыва в еде или пока малыш будет срыгивать. Купание Первые ванночки Купайте малыша в детской ванночке. (Посоветуйтесь с доктором, прежде чем купать ребенка в первый раз.) Во время купания тихонько напевайте, ласково потирая его мягкой губкой или тряпочкой. Если ребенок скользит и ему нужна мягкая подстилка, положите на дно ванночки полотенце. Общение через прикосновения После купания хорошо заняться массажем. Используя детский крем или растительное масло, осторожно помассируйте малышу плечи, руки, ноги, ступни, спину, живот и ягодицы. Продолжайте делать это, пока ваш ребенок находится в хорошем расположении духа. Пеленание/одевание Поцелуи в животик Меняя малышу пеленки, ласково поцелуйте ему животик, пальчики на руках и ногах. Эти нежные прикосновения помогают ребенку научиться осознавать части своего тела. При этом он не только ощущает свое тело, но и чувствует вашу любовь. Разденьте ребенка Не кутайте малыша. Если в комнате 20 -- 25 градусов, он будет хорошо себя чувствовать в легкой рубашечке и пеленке. Дети перегреваются, потеют и ощущают дискомфорт, если их одеть слишком тепло. Время отдыха Включите ребенку радио Укладывая малыша в кроватку, включите радио, магнитофон или заведите музыкальную шкатулку. Тихая музыка успокоит его. Запишите на пленку шум стиральной машины Вместо того чтобы покупать дорогостоящую игрушку, издающую звуки, запишите на пленку шум посудомоечной или стиральной машины. Монотонный гул, который слышит ребенок, поможет ему успокоиться и заснуть. Дайте малышу музыкальную игрушку Если с самого раннего возраста в сознании ребенка связывать время сна с мягкой музыкальной игрушкой, она станет неотъемлемым элементом этого процесса. Становясь старше, некоторые дети сопротивляются, когда их кладут в кроватку, а эта игрушка поможет им успокоиться и заснуть. Используйте пустышку Перед сном дайте малышу пустышку. Дети, которые с раннего возраста привыкли к пустышке, умеют засыпать самостоятельно. Если ваш ребенок отказывается от соски, то сначала ее можно класть ему в рот только на несколько минут, пока он не привыкнет. Если малыш продолжает упорствовать, найдите другой способ. Прогулка в коляске Если погода позволяет, возьмите ребенка погулять, катая его в коляске. Постоянное движение поможет ему заснуть. Игра теней Ночью дети часто просыпаются. Оставьте гореть ночную лампу -- мягкий свет позволит ребенку наблюдать за причудливыми очертаниями окружающих предметов. Пеленки и мягкие подушки За последние несколько месяцев утробного состояния ребенок привык спать в тесноте. Поэтому он будет хорошо себя чувствовать, если его запеленать или обложить подушками. Во многих магазинах продаются подвесные гамачки, которые можно укрепить внутри обычной детской кроватки. Некоторые из них снабжены специальным устройством, создающим у ребенка иллюзию биения материнского сердца. Ритмичные звуки напоминают малышу те, которые он слышал, находясь в утробе матери; это успокаивает его, и он засыпает.

Для каждой мамочки главным стремлением в жизни является забота о малыше. Молодые родители интересуются, можно ли новорождённому давать воду. Это один из самых спорных вопросов современной педиатрии. Минздрав РФ рекомендует не делать этого до полугода, когда ребёнок получает только грудь. Некоторые врачи не согласны и советуют обязательно поить малыша, если он не отказывается от воды. Давайте разберёмся, нужна ли водичка грудничку или без неё можно обойтись?

Вода и грудное молоко

Когда младенец питается только материнским молоком, он получает всё необходимое. Природа позаботилась об этом. Молоко женщины состоит на 90 процентов из воды, в остальную часть входят вещества, незаменимые для полноценного развития. Поэтому молодой маме не стоит тревожиться о том, давать ли воду новорождённому. При своевременном прикладывании к груди в этом нет острой необходимости, так как кроха получает жидкость вместе с питанием.

По наблюдениям врачей, если грудному малышу начинать давать воду, это вызовет проблемы для него и кормящей мамы.

  • Желудок у крохи слишком маленький, поэтому не в состоянии вместить много питания. Вода, попадая в него, вызывает ложное чувство сытости, и ребёнок выпивает меньше молока. Недополучая питательные вещества, он хуже прибавляет в весе и выглядит слабее сверстников.
  • В кишечнике младенца формируется естественная уникальная микрофлора благодаря материнскому молоку. Вещества, отличающиеся от него по составу, нарушают баланс бактерий и приводят к вздутию живота и дисбактериозу.
  • Если давать воду новорождённым, они меньше сосут молока. У мамы может снизиться лактация. Её уменьшение приводит к недоеданию крохи и нередко является причиной отказа от груди.

Не думайте, что одна маленькая ложка водички сразу приведёт к таким последствиям, но и рисковать не стоит. Ведь кормление грудью очень важно, и нужно делать всё, чтобы сохранить его на долгое время.

Когда можно предлагать воду малышу

Многие мамочки спрашивают, нужно ли новорождённому давать воду, когда на улице слишком жарко? Месячному крохе не знакомо чувство жажды, поэтому предлагайте ему чаще грудь, и вы обеспечите нужное количество жидкости. Чтобы младенцу было комфортнее летом, одевайте на него какую-либо вещь из натуральной ткани, регулярно делайте в комнате влажную уборку, отправляйтесь на прогулку рано утром или по вечерам. Тогда не возникнет вопросов, можно ли давать воду в жару.

  • Существует мнение, что младенцу необходимо немного воды давать, когда он страдает желтухой. Это не так. Желтизну кожных покровов вызывает билирубин, который является жирорастворимым ферментом. Водичка не повлияет отрицательно на него, в отличие от ценного молока, вырабатываемого мамой.
  • Когда малыш болеет и у него жар, вместе с потом из организма выводится жидкость. В этот период можно давать пить воду, если вы считаете это необходимым. Но грудное молоко не хуже справляется с задачей по ликвидации обезвоживания. Нужно чаще кормить малыша, и потребности в дополнительной жидкости не возникнет.

С какого возраста можно давать пить воду грудным младенцам, решать только родителям. Если вы хотите допаивать кроху, ни в коем случае не принуждайте его. Пусть пьёт, когда хочет.

Не всем мамам удаётся наладить грудное вскармливание. Когда малыш употребляет смесь, начинать давать воду надо с рождения. В адаптированном искусственном питании слишком много белка. Детский организм не может самостоятельно справиться с ним, поэтому для расщепления требуется водичка.

Смеси часто вызывают запоры. Тёплая питьевая вода помогает опорожнить кишечник. Улучшить самочувствие ребёнку легко укропной водичкой. Врачи рекомендуют её давать грудничку, чтобы унять колики и стимулировать работу желудка. Специальные фильтр-пакеты продаются в каждой аптеке. Используйте их по инструкции после согласования с педиатром.

Важный повод, когда можно давать дополнительную жидкость, - смешанное кормление. Поите чайной ложечкой. Тогда ребёнок дольше не привыкнет к бутылочке, будет интенсивнее сосать грудь. Это поможет усилить лактацию и отрегулировать поступление материнского молока.

Как поить кроху

Когда давать воду грудничку, со скольких месяцев можно это делать? Вопросы не дают покоя родителям.

Если малыш питается смесью, вода полезна в перерывах между едой. При смешанном и грудном вскармливании допаивать малыша рекомендуется через 15-20 минут после кормления. Для начала положено дать пару чайных ложечек, чтобы младенец постепенно привык к водичке.

С пятого месяца допускается вводить первый прикорм грудничкам. С этого времени давать воду необходимо, чтобы маленький организм смог перерабатывать новые блюда. Некоторые детки на первых порах отказываются её пить. Не нужно волноваться, постепенно они распробуют данный продукт и через несколько месяцев будут с удовольствием запивать им твёрдую пищу. А пока предлагайте им после прикорма грудь, это восполнит дефицит жидкости.

То, сколько воды нужно давать грудничку в сутки, зависит от его веса. Педиатры утверждают, что ребёнку требуется 100 мл жидкости из расчёта на 1 кг массы тела. В эту норму включено и грудное молоко, поэтому на дополнительную жидкость остаётся около 30-60 мл. В среднем малышу до полугода надо выпивать 200 мл водички в день, но, если он её не осиливает, не заставляйте.

С 6 месяцев ребёнку можно давать воду из изюма при отсутствии аллергии на этот продукт. Она богата витаминами, минералами и отлично стимулирует работу пищеварительной системы. Для приготовления понадобится отмерить ложку изюма, промыть его горячей водой, залить стаканом кипятка и проварить пару минут. Остудить, отфильтровать и начинать давать пить понемногу.

Какая вода лучше?

Вода для новорождённых продаётся в аптеках и в специализированных магазинах. Приобретая товар, внимательно осмотрите бутылку. На ней должна быть маркировка и данные о проверке в РАМН. Изучите срок годности, чтобы обезопасить малыша от некачественной продукции.

Дело в том, что водичка для младенцев имеет свой уникальный состав. Выбирая, какую воду давать новорождённому, надо принимать во внимание, насколько она отличается от обычной жидкости содержанием минералов. В ней должно быть:

  • магния - 10-30 мг/л;
  • кальция - 50-55 мг/л;
  • натрия - 15-18мг/л;
  • калия - 5-21 мг/л.

Общая совокупность минеральных веществ около 250 мг/л.

Отдавать предпочтение лучше товару в стеклянных бутылках. Такая тара не влияет на его качество. Объём ёмкости выбирайте в зависимости от того, сколько воды должен пить новорождённый. Желательно покупать маленькие бутылочки, так как срок хранения открытой водички всего сутки. Не думайте, надо ли её кипятить, она сразу готова к употреблению.

При отсутствии возможности регулярно приобретать бутилированную продукцию допускается давать воду новорождённому из-под крана с условием обязательного кипячения.

Когда малыш здоров и питается исключительно материнским молоком, у него нет потребности в другой жидкости. Если вы не уверены, как поступить, и не знаете, давать ли воду грудничку, посоветуйтесь с проверенным специалистом. Прислушайтесь к его рекомендации. Он пояснит, сколько давать воды именно вашему ребёнку и как это делать правильно.

Рождение ребенка кардинальным образом меняет жизнь семьи, и в первую очередь, конечно, ограничивает свободу мамы. Это вовсе не означает, что нужно все время сидеть дома или гулять с новорожденным только возле него, но есть места, куда мамам с грудничками ходить крайне нежелательно.

— неотъемлемая часть ухода и воспитания. Родители делятся на две категории. Кто-то перестраховывается, изолируя малыша от всего “постороннего” общения, а кто-то практически не меняет свой образ жизни: “Ребенок везде может быть с нами, пусть расширяет свой кругозор и привыкает к окружающему миру!” На самом деле разумной маме стоит поискать золотую середину.

Первые два месяца после рождения — стандартный срок “младенческого карантина”. До этого возраста педиатры рекомендуют воздерживаться от походов в людные места, так как иммунная система маленького организма еще слишком уязвима и легко.

Также режим повышенной осторожности следует соблюдать в период “вокруг” прививок - несколько дней до и — неделя — после . И конечно, во время эпидемий гриппа и ОРВИ.

Кинотеатр

Очевидная вещь: крайне нежелательно ходить с малышом туда, где шумно и многолюдно, не говоря уже о тех местах, где накурено. Молодые мамы и папы, берущие с собой несмышленых грудничков на киносеанс, оказывают детям плохую услу­гу: шум или громкая музыка плохо действует на нервную систему ребенка.

Салон красоты

Не лучший (хотя достаточно распространенный) вариант - брать грудничка с собой в парикмахерскую (на маникюр): может быть, в соседнем кресле мастер будет делать химическую завивку, окрашивание, использовать какое-то средство с резким запахом - все эти испарения крайне нежелательны для крохи.

Стадион

Бывают и такие родители, которые могут взять новорожденного с собой на стадион: “А что такого, там свежий воздух, она в слинге спокойно провел время”. Но стадион является местом потенциальной опасности, большого скопления людей и достаточно высокого уровня шума, так что рисковать не стоит - с точки зрения здравого смысла, лучше посмотреть матч по телевизору.

Концерты и театры

Диско-бары, музыкальные концерты - тоже не место для грудничка. И конечно, чтобы сходить в театр, лучше всего найти кого-то, с кем можно оставить малыша на несколько часов (бабушка, няня): детка не даст насладиться спектаклем ни вам, ни вашим соседям.

Каким образом необходимо организовывать прогулки? Как часто и долго нужно гулять? Как одевать ребенка для прогулки? Отвечает доктор Комаровский

С момента появления на свет маленького ребенка его молодая мама получает множество советов и наставлений, как она должна вести себя с ним. И неопытным мамочкам очень сложно выбрать из них те, которые будут наиболее правильные.

Чтобы помочь молодым родителям определиться, в этой статье рассмотрим существующие мифы о воспитании новорожденных детей и найдем противоречия с современной реальности.

Первые 40 дней нельзя никому показывать и вообще не выносить ребенка из дома

У некоторых народов это оговаривается даже в религии. Но ребенку просто необходимо привыкать к свежему воздуху, солнцу, ветру и другим природным явлениям. Поэтому гулять с новорожденным надо обязательно, а если вы не хотите, чтобы вашего ребенка кто-то увидел, то закройте коляску москитной сеткой.

Нельзя будить новорожденного

Считается, что это нельзя делать из-за того, что разум ребенка может не проснуться одновременно с телом. Но это не так, единственное что может неприятного произойти – это ребенок может испугаться и заплакать.

Первые месяцы жизни нужно туго пеленать

Сейчас очень часто пожилые люди кривые ножки у маленьких детей связывают с отсутствием тугого пеленания и использованием памперсов. Но уже доказано, что кривизна ног никаким образом не связана с этим, а зависит от внутриутробного развития и генетической предрасположенности.

Первые волосы малыша нужно сбривать наголо

Ежедневно надо мыть ребенка с мылом, а после смазывать кремами и тальком

Данный миф может только навредить состоянию кожи ребенка, так как мыло сушит ее, вызывает раздражение и нарушает естественную микрофлору. В норме мыть ребенка с мылом стоит 1-2 раза в неделю, а остальное время мыть в простой воде или с . Излишнее использование различных кремом или талька, тоже вредно, их следует применять только по необходимости: при появлении опрелостей или сыпи.

Наличие опрелости - это нормально

При нормальном состоянии здоровья и правильном уходе опрелостей не возникает. Поэтому их появление говорит о наличии проблемы: недостатка коже свежего воздуха, плохом подмывании, неправильно подобранном памперсе или аллергической реакции.

Красные щечки всегда обозначают диатез

Покраснение щек может быть вызвано контактом с активными веществами или жесткими тканями. Чтобы выявить это нужно будет умывать без использования мыло ребенка в течение нескольких дней, и если краснота сойдет, то это точно не диатез.

Форма пупка зависит от того, как его при родах «завязали»

Никакой связи между этим нет. Каждый человек имеет свои индивидуальные особенности, которые влияют на форму и развитие всех частей тела.

Грудничка надо допаивать водой

При естественном вскармливании, когда частота кормлений зависит от желания ребенка, вода абсолютно не нужна. В жаркий период можно предлагать ребеночку попить, но заставлять его пить нельзя, так как вода плохо выводится из организма грудничка и может образоваться отек. Детям, которые находятся на искусственном вскармливании, наоборот употребление воды рекомендуется.

Младенцев нельзя укачивать

Неправильно, младенцев нельзя сильно и часто трясти. А умеренное укачивание только успокаивает детей, тренирует их вестибулярный аппарат и улучшает пространственную координацию.

Грудное кормление после года усложняет адаптацию к социуму

Нет никаких доказательств связи между сроком кормления и способностью ребенка адаптироваться. Этот миф появился во времена, когда мамам приходилось рано выходить на работу и отдавать ребенка в сад. В таких случаях им приходилось отлучать от груди. А сейчас мамы могут кормить своих деток столько, сколько захочется.

Слушая советы бабушек и мам, надо не забывать, что они воспитывали своих детей в другое время, поэтому некоторые их рекомендации просто не работают в нашей современности.