Главная · Молитвы · Современные дети и цифровые технологии. Цифровые дети аналоговых родителей

Современные дети и цифровые технологии. Цифровые дети аналоговых родителей

День защиты детей - повод для каждого родителя задуматься не только о том, что он делает для своего ребенка сегодня, но и - как он может подготовить его ко дню завтрашнему. Какими знаниями, навыками, качествами надо вооружить детей, чтобы они смогли жить счастливо, полностью реализовать себя.

В современном мире перемены происходят стремительно. А, значит, мы должны более гибко, оперативно и профессионально адаптироваться к новым реалиям. По мнению известного философа Элвина Тоффлера, безграмотными в XXI веке будут не те, кто не умеет читать и писать, а те, кто не умеет учиться, разучиваться и переучиваться. При этом эксперты предполагают, что нынешним школьникам в будущем придется менять профессию, возможно, каждые 10 - 15 лет. Наша задача не просто знать, но и учитывать подобные прогнозы, готовя наших детей к жизни в цифровую эпоху.

Сегодня в активную жизнь вступает так называемое поколение Z. Это люди, родившиеся после 1995 года, которые с самого детства используют цифровые технологии. Их не пугает виртуальный мир, для них это среда обитания, такая же привычная и понятная, как мир реальный. Здесь проходит не только общение, но и, в значительной степени, становление, развитие, формирование ребенка. А уже совсем скоро появится, как говорят, новое поколение суперцифровых людей, для которых многие из привычных нам вещей станут анахронизмом, мешающим развитию, движению вперед, овладению новыми технологиями, знаниями. Поэтому крайне важно помочь детям освоиться в таком мире, сделать все, чтобы цифровая среда была максимально полезной, комфортной и безопасной для ребенка.

Государство, в том числе мы, законодатели, уже предпринимает серьезные шаги в этом направлении. Подход должен быть комплексным. С одной стороны, нужно ускорять темпы перехода на «цифру» во всех предметных сферах образования. С другой стороны, уделять внимание не только набору знаний, который получает школьник, но и формированию навыка их постоянного самостоятельного получения с использованием онлайн платформ, других возможностей - имеющихся и тех, что только появятся в будущем. Мы должны подготовить их к жизни в условиях активно развивающегося общества, с меняющейся экономикой.

Давно ожидаемое событие - утверждение Правительством Плана действий до 2020 года в рамках объявленного Президентом РФ Десятилетия детства. Совет Федерации принимал активное участие в этой работе, делая, в том числе, акцент на необходимости обеспечить подготовку детей к жизни в условиях нового, цифрового, быстро меняющегося мира.

Сенаторы уделяют особое внимание принятию региональных планов действий в рамках Десятилетия детства. Это стало не только делом органов власти - к разработке программ привлекались представители родительской и педагогической общественности, институтов гражданского общества. Мы получаем регулярную информацию из субъектов Федерации - практически везде планы подготовлены, началась реализация мероприятий.

Еще одно ожидаемое событие - новый приоритетный проект «Цифровая школа», направленный на формирование у школьников навыков, необходимых в современном мире - обработка и анализ данных, элементы программирования. Очень правильный шаг. Эти знания пригодятся человеку любой профессии, какой бы ни была сфера его деятельности. Не только технарь, но и гуманитарий, и представитель творческой профессии будет обладать умениями, которые в поколении его родителей были лишь у программистов, инженеров.

Считаю, что запускать приоритетный проект «Цифровая школа» нужно не затягивая, времени на раскачку у нас не осталось. Это глобальная задача, ведь речь идет не только о техническом аспекте - «оцифровке» отдельных процессов, а об изменении структуры и содержания образовательного процесса. А для этого нужно, чтобы сами учителя научились мыслить по-новому, учитывать в своей работе постоянно меняющийся цифровой ландшафт.

Всем нам, а в особенности педагогам, работающим с детьми важно понять, что цифровая среда дает свободу выбора, это отличает новое, «цифровое» поколение от их «аналоговых» родителей. Нынешним школьникам, студентам невозможно что-то навязать, они привыкли к тому, что нужно использовать несколько источников информации, учитывать альтернативные подходы и точки зрения.

Более того, в эпоху интернета - наличия постоянного онлайн доступа к научным библиотекам, базам данных - роль учителя объективно меняется. Более востребованными становятся его качества как наставника в наиболее полном смысле этого слова: человека, который учит учиться, помогает определиться с выбором профессии, рода деятельности. Вероятно, новые условия потребуют коррекции планов учебной и внеучебной работы с детьми.

Российским школам предстоит переход к «смешанным урокам», сочетающим объяснение учителя и обучение при помощи цифровых технологий в соотношении примерно 50 на 50.

Еще 10 - 15 лет назад актуальной была задача интернетизации школ. Сегодня она, в целом, решена. Но встают новые цели: обеспечение высокоскоростного интернета, создание единых образовательных платформ, формирование условий для онлайн обучения и дистанционных форматов, которые должны получить официальный статус. Это особенно важно для наших регионов - школ в небольших городах, сёлах, отдалённых районах. Необходимо создать общероссийское школьное цифровое пространство, в которое войдут все наши школы вне зависимости от того, где они находятся.

Равный доступ к образовательным ресурсам, новым технологиям получения знаний должен быть у каждого российского школьника. В том числе - у детей из многодетных и малообеспеченных семей, семей с детьми-инвалидами. Реализация комплекса мер в рамках «Десятилетия детства» должна обеспечивать всем детям равные цифровые возможности, независимо от статуса и достатка их семей.

Чтобы обеспечить все эти новации, потребуется серьезная законотворческая работа. Реагировать надо быстро и профессионально: законодательная база должна соответствовать запросам времени, давать возможность школам использовать современные технологии, но в то же время - гарантировать безопасность их применения.

Сенаторы готовы активно подключиться к решению всех перечисленных задач, тесно взаимодействуя с профильными ведомствами, органами исполнительной власти субъектов Федерации.

Опыт подобной работы, возможности у нас есть. Успешно работает Временная комиссия Совета Федерации по развитию информационного общества. Одно из основных направлений ее деятельности сегодня - участие в реализации Концепции информационной безопасности детей. Готовятся парламентские слушания «Актуальные вопросы обеспечения безопасности и развития детей в информационном пространстве».

Работы предстоит много: нужно родителей и педагогов вооружить передовыми знаниями о способах обеспечения защиты детей в интернете, ознакомить их с новейшими техническими и программными средствами в этой сфере. Чтобы не только учить детей пользоваться информацией, но и прививать понимание границ дозволенного в цифровом мире, объяснять, что все, что оказалось в интернете, останется там навсегда.

На прошлой неделе состоялся Петербургский экономический форум. На нем обсуждались новые измерения грядущей эпохи, связанные с применением искусственного интеллекта в реальном секторе, цифровой инфраструктуры и технологии блокчейн - в бизнесе и управлении. Обстоятельно говорили о человеческом капитале в цифровой экономике, о путях развития общества, о возможностях, рисках и вызовах. Рассматривали - правда, не так обстоятельно - и «детское измерение» цифровизации. Убеждена, сейчас именно эта тема становится все более значимой, поскольку современность бросает вызов и образовательной системе.

Российское школьное, высшее образование, несомненно, должно соответствовать современным требованиям, быть качественным и эффективным. Но важно при переходе на «цифру» не потерять то ценное, что составляет душу нашего народа, его этическую основу. Передать молодым людям не только цифровые, но и культурные, этические, нравственные коды, которые позволят им быть настоящими гражданами нашей великой страны.

, 28 августа 2018

Говорим о технологической стороне современного образа жизни и о том, как адаптировать детей к цифровому миру.

Мы можем не понимать современные увлечения детей, предаваясь воспоминаниями о своем детстве. Хоть ностальгия и накроет нас волной, но она не отменит простого факта: современные дети растут не в том обществе, в котором выросли мы с вами. Мир радикально изменился. Он стал куда более технологичным и взаимосвязанным.

В довершение всего, современность намного сложнее: у каждого человека есть не только реальная, но и цифровая жизнь. Кажется, что до виртуальной личности, напоминающей фильм «Первому игроку приготовиться» , осталось совсем немного. И если ваши дети уже научились ходить и говорить, вы, несомненно, уже видите, как они без труда используют новейшие технологии.

Здесь можно было бы пуститься в перечисление преимуществ и удобств цифровой эпохи, которым, похоже, просто нет конца. Но что мы будем делать, если ребенок слишком привяжется к планшету или смартфону? Как привить правила поведения в сети? И что это за правила ? Сколько времени можно проводить перед экраном? И как научить правильно использовать устройство, которое одновременно служит окном в социальные сети, мир развлечений и огромной базе информации? Что делать, если мы все меньше времени проводим с семьей, но хотим это изменить?

Все это вопросы, которые нужно обсуждать. Цифровой мир уже вокруг нас, и он останется с нами. Началась новая эпоха. Перед нами стоит трудная задача: выработать принципы воспитания детей в эпоху интернета. Нам нужно все обдумать и сформулировать ряд четких правил, которые помогут в воспитании детей, а также обеспечат их безопасность и здоровье.

Ориентируйтесь в мире технологий

Если хотите чему-то научить ребенка, вы должны освоить это сами. Лишь многолетний родительский опыт позволил мне понять мудрость такого подхода. Мы открываем для них мир. Поэтому мы должны сами разобраться и вникнуть, прежде чем учить своих детей.

Конечно, дети быстро могут все освоить и сами. Но лучше учиться на чужом опыте, чем стать жертвой фишинга, программы-вымогателя или мошенника самому.

Это не значит, что мы обязаны изучать каждое новое приложение. Нужно просто понимать, как работают и что могут делать приложения, которые используют наши дети. Есть ли в нем чат? Можно ли в приложении совершать покупки? Могут ли в нем появиться недопустимые материалы?

Если мы хорошо готовимся и вникаем в технологический прогресс, то можем рационально говорить обо всем этом со своими детьми. Мы заслужим их авторитет в этой сфере. Они почувствуют себя более защищенными, если увидят, что мы понимаем их образ жизни. Кроме того, это позволит нам более обоснованно решать, что является допустимым, а что - нет.

Станьте примером

Дети очень хорошо чувствуют лицемерие. Если мы делаем у них на глазах то, что запрещаем делать им, доверие к нам исчезает, прихватив с собой и уважение к правилам. Детям можно рассказать о правилах и объяснить, как нужно поступать. Но гораздо эффективнее показать образец поведения самим.

Нужно позволить им заметить, что мы сами никогда не используем телефон за обеденным столом и не проверяем его за рулем. Давайте будем разумно оценивать срочность звонков, сообщений и писем, когда наши дети рядом с нами. Правила поведения, которые мы хотим привить своим детям, сначала нужно принять нам самим.

Общайтесь

Предсказуемый совет? Безусловно. И все же необходимый? Да.

Если вы хотите понять, нет ли у детей проблем в школе, какими приложениями они пользуются или какие сайты посещают, самый правильный способ найти ответы - просто поговорить об этом. Сегодня технологии рассказывают о нашей жизни все больше, но это лишь делает необходимость в живом общении еще важнее. Доверительный разговор полезнее проверки истории браузера.

Как и в любом вопросе, в общении с детьми важнее всего подход. Почувствовав, что неприятности им не грозят, они станут открытыми и доброжелательными. Поощряйте их, когда они делятся правдой, которую первоначально не желали открывать. Это может быть непросто, ведь если ребенок признает, что нарушил правило, вам захочется прибегнуть к дисциплинарным мерам. Но подумайте стратегически. Представьте преимущества положения, при котором ваш ребенок всегда будет говорить вам правду. Ваши отношения перестанут напоминать противостояние с попытками выпытать правду и обрушить карающий меч правосудия на голову ребенка. Вместо этого вы сможете выслушать правду и провести разумную беседу о причинах и сущности его проступка.

Дети вряд ли когда-то это признают, но они любят правила. Даже если они восстают против них, правила делают их мир более упорядоченным и безопасным. Не допускайте неясностей в вопросе собственных границ допустимого. Чем более простыми и понятными будут правила, тем лучше. Скажите детям и о том, что правила будут меняться по мере их взросления, чтобы поддерживать постоянный диалог.

Также следует напомнить о том, что некорректное поведение в сети может повлечь за собой нарушение какого-либо закона. Заглядывайте на страничку ВКонтакте вашего ребенка.

Установите разумные границы

В этом вопросе у каждой семьи могут быть свои особенности. На мой взгляд, дети могут получить смартфон в двенадцать лет, но для вас этот порог может составить десять или шестнадцать. Я могу объяснить, почему мне кажется разумным именно двенадцатилетний возраст, но здесь нет единого правильного ответа.

Подобные решения могут быть настолько же различными и субъективными, как и время для сна, питание или политические взгляды. Вы сами знаете, что лучше для ваших детей в этих вопросах и что принято в вашей семье. Ключевое положение, которое стоит четко сформулировать, - смартфонами и компьютерами легко злоупотребить, поэтому необходимо заранее установить границы.

Усадите ребенка рядом с собой и объясните, что ограничения, которые вы устанавливаете, должны защитить его здоровье, уравновешенность и добропорядочность. Затем четко обозначьте несколько правил.

    Допустимое и недопустимое время для использования гаджетов.

    Максимальное время у экрана в день (но не забывайте, что интернет может понадобиться и для домашней работы).

    Приемлемые и неприемлемые для посещения сайты.

Кроме того, дети должны понимать: все, что они делают в интернете, сохраняется навсегда. Есть универсальное правило: не писать в интернете того, что не постеснялись бы показать маме.

Вполне вероятно, что дети не обрадуются ограничению времени у экрана. Подскажите им другие способы провести время. Еще раз: мымможем не соглашаться с отдельными элементами таких правил поведения, но мы должны признать, что правила нужны и что наши дети должны расти, имея представление о здоровых привычках поведения в цифровом мире.

Поддерживайте контакт со школой

С семи до восемнадцати лет жизнь наших детей определяется школой. Ответственные родители сотрудничают со школой, знакомятся с учителями и руководством. Мы хотим, чтобы сотрудники школы сообщали нам о замеченных изменениях в поведении детей или о снижении успеваемости. Если мы даем своим детям телефоны, то хотим знать, не отвлекают ли они их в школе. Общайтесь с учителями ваших детей.

Установите родительский контроль

Многие операторы связи предлагают подобные решения. Некоторые из них предполагают дополнительные расходы, но ведь спокойствие дороже. Кроме того, существует множество решений от производителей контента, включая продукты от Disney. Быстрый поиск в интернете подскажет их вам. Некоторые программы для родительского контроля позволяют видеть журналы звонков и сообщений, что может оказаться полезным, когда требуется глубоко вникнуть в ситуацию, но является спорным, так как подобный постоянный контроль может не способствовать дальнейшему открытому поведению ребенка.

Подберите программное обеспечение под ваши требования и используйте средства родительского контроля, чтобы задать рамки допустимого:

    Время, которое дети могут проводить за телефоном.

    Блокировка телефонных номеров.

    Максимальный объем трафика.

    Ограничение на использование сайтов и приложений.

    Ограничения на текстовую переписку.

Время от времени выключайте устройства

В конечном счете все наши советы сводятся к практике того, что мы хотим донести. Именно это и учит наших детей жить в таком балансе, который демонстрируем мы. Всем нам нужно проводить в реальном мире больше времени, чем в цифровом. Это может оказаться проблемой для многих, как ни печально об этом говорить.

Технологии развиваются намного быстрее, чем меняется наше умение вести себя в современном мире. И не успеваем мы освоить одно веяние, как ему на смену уже приходит другое. Некоторые тратят все свои силы, чтобы оставаться на гребне этой волны.

Ключом здесь, как и всегда, является баланс. Да, вам стоит окунуться в мир новейших технологий и постараться как можно лучше в нем освоиться. Но не позволяйте ему управлять вашей жизнью.

Мы, родители, можем быть слишком заняты взрослой жизнью, чтобы позволить себе роскошь «отключиться». А теперь давайте признаем: это лишь иллюзия. Подобный цифровой детокс крайне важен для появления свежих мыслей и идей, и прочих размышлений. Научитесь искусству отключения от виртуальности и полного возврата в реальность, к своей семье. А после этого научите своих близких тому же.