Главная · Молитвы · Слышать друг друга остальные же. Конспект занятия классного часа "учимся слушать и слышать друг друга"

Слышать друг друга остальные же. Конспект занятия классного часа "учимся слушать и слышать друг друга"

Психология мужчины и женщины различны. Мы все об этом знаем и все равно продолжаем сердиться от непонимания, которое зачастую бывает в наших семьях. Сегодня я хотела поговорить о том, как важно слушать и слышать близких людей.

И в чем же разница, или как правильно слушать мужчину и женщину?

Милые женщины, сначала информация для вас. Когда мужчина рассказывает нам о своих проблемах, заботах и делах, наша задача, внимательно слушать и молчать. Единственное что важно в этот момент, наше понимающее кивание головой, и «угуканье». Мужчинам очень важно высказать свою мысль до конца. Если вы встреваете в середину его монолога, даже с очень правильным замечанием –« Я понимаю тебя дорогой!», это на мужчин действует, как резкая остановка на скаку. Они в такой момент обычно теряют мысль, что пытались донести до вас. Все их повествование, логично. Мужчины мыслят прямолинейно и в их разговоре всегда есть цель.

Почему мы начинаем вставлять свои реплики и замечания? Да потому, что для женщины очень важно, чтобы, когда она говорит, ей сочувствовали, сопереживали и соглашались, именно в процессе ее разговора. Поэтому мы, зная как это важно для нас, начинаем делать тоже самое для мужчин – не нужно, у ним все по-другому. Поэтому не перебивайте и слушайте.

У женщины мышление веерное,и их мысли могут одновременно затрагивать несколько тем. Советую вам прислушаться, как говорит ваш мужчина и как говорить вы сами, дорогие женщины. Мы женщины, можем перескакивать с темы на тему. Продолжать начатую, тему и параллельно с ней вставлять новые замечания, наши мысли несутся по ассоциациям в процессе разговора могут охватывать огромный пласт информации и различных моментов. Но по мнению мужчины, это совершенно не взаимосвязанные темы.

Однако, мужчинам так важно проговаривать и делиться с нами, именно по этой причине. Так на всю ситуацию можно взглянуть значительно шире, и с той стороны, о которой мужчина сначала и не подозревал!

Однако, не переусердствуйте с уходом от его первоначальной темы, иначе у мужчины может сложиться впечатление, что вы нарочно уводите тему разговора, или вообще его не слушали и не понимаете о чем он вам говорил. Или в этот момент, он вынужден остановиться в своих рассуждениях, подумать о том, что вы сказали, потом, подумать, как он на это отреагирует, понять, что ответить и после этого вернуться к своим прерванным мыслям и повествованию- а это согласитесь огромный мыслительный процесс.

А если вы при этом еще и критически воскликните – «не мели чушь!» или « что за ерунду ты говоришь!», то такая критика на мужчину вообще действует угнетающе и у него может появиться два разных способа реагирования. Первый агрессивная защита, я думаю, понятно к чему это может привести в вашем разговоре, к ссоре.

И вторая, это глухая защита, он перестанет со временим с вами вообще разговаривать о чем либо, и тогда появится ваше недовольств, что свами не говорят. Умейте слушать, тогда важен не сам факт разговора, а то, что вы услышите! И это не только содержание, но и то, как говорит ваш мужчина!

Что же происходит с женщинами, когда они пытаются рассказать что то о своих проблемах мужчине? Мужчина зачастую, не дослушав, от большой любви к своей женщине и с искренним желанием ей помочь в ее проблеме начинает делать главную ошибку – предлагать способы ее решения. Нет само по себе это очень важно, но уже после того как женщина выговорится. Ведь в начале нам, женщинам очень важно, чтобы нас именно выслушали, пожалели, приняли нашу точку зрения, наше негодование по какому то поводу, признали, что мы были правы в какой то ситуации, даже если это не так!

А мужчина не дослушав, говорит, «так я все понял, сделай это и вот это и все будет нормально!». С одной стороны, он в этот момент – герой, вроде все решил, а с другой… нет понимания, а именно это вы хотели на самом деле. И в такой ситуации женщина чаще всего говорит – «ты ничего не понимаешь!». И начинает отметать все его предложения, хотя они могут быть и очень разумными и привести к хорошему результату. Хотя если честно, мы женщины зачастую, сами знаем что предпринять в той или иной ситуации, и нам нужно совсем другое от мужчины. И естественно у мужчины возникает вопрос – что же ей нужно?

Поддержка и принятие, вот основное, что нам нужно! Не ругайте нас, даже если мы сделали что-то глупое и были не правы, особенно в тот момент, когда мы со слезами рассказываем вам об этом. Потом, когда наши эмоции улягутся, вы мужчины, выскажете нам все, что вы об этом думаете, а сейчас просто выслушайте и предложите после этого наилучший способ решения! Понятно, что мы сейчас говорим не об экстремальных ситуациях, а о каждодневных проблемах.

Мужчины и женщины разные, но ведь нам сем нужно одно – любовь и понимание. Поэтому слушайте и умейте услышать, что вам говорят ваши любимые и тогда вы действительно сможете понимать друг друга с полуслова!

МБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат»

Конспект классного часа психолога по теме

«Учимся слушать и слышать друг друга»

(для обучающихся классов «Особый ребенок»)

педагог-психолог

Боброва Елена

Александровна

г.Оса

Классный час по теме «Учимся слушать и слышать друг друга».

Цель: помочь осознать важность умения слушать и слышать в процессе общения с окружающими людьми; помочь учащимся в овладении правилами хорошего слушания, побудить к работе над собой.

I. Начало работы.

Здравствуйте! Расскажите, пожалуйста, какое у вас настроение? Чего вы ждете от сегодняшнего занятия? (Дети по кругу передают мячик, делятся своими мыслями.)

II. Разминка. Упражнение - активатор «Испорченный телефон».

Начнем занятие необычно. Участвует 5 человек, остальные – наблюдатели.

Четырех человек просят выйти из комнаты, предупреждая, что их будут вызывать по одному для передачи информации. Первому участнику зачитывается текст:

«Когда космонавт Леонов впервые вышел в открытый космос, он оторвался от корабля и стал возвращаться, но ничего не мог поделать, так как в космическом пространстве ему не от чего было оттолкнуться. Потом, он все-таки поймал трос, но тут столкнулся с новой проблемой: его скафандр в открытом космосе раздулся, и он не смог протиснуться обратно в корабль. Насилу он это сделал».

После этого ведущий вызывает второго участника в аудиторию, а первого просит передать ту информацию, которую он запомнил. Затем второй передает третьему и т.д. Информацию последнего сверяют с исходным текстом. Во время передачи информации оставшиеся участники тренинга регистрируют, кто упустил информацию, исказил, привнес свою. Результаты обсуждаются в группе участников.

Почему последний участник получил текст с искажением?

Какую игру это напоминает? («Испорченный телефон».)

Что помешало правильно передать информацию? Что помогло?

III. Работа по теме.

Определите, о чем мы сегодня с вами будем говорить? (Мы будем учиться слушать и попытаемся сформулировать правила хорошего слушания.)

При общении очень важно не только уметь правильно передавать свою мысль, но и уметь слушать другого.

Упражнение - Сейчас мы будем передавать друг другу мяч и тот у кого мяч должен будет нам сказать кого и что мы можем слушать в нашей жизни? (учителя, друга, телевизор …)

Рассмотри рисунки. С какой целью слушают герои на рисунках? (слайд презентации)

Рассмотри рисунки. Кому из слушателей интереснее рассказывать? (слайд презентации

Демонстрация на примерах образцов плохого и хорошего слушания.

Ребята сейчас послушайте 3 ситуации:

Хорошо или плохо слушали в показанном примере? Почему так решили?

Сюжет 1:

Света рассказывает своим друзьям о своих впечатлениях от поездки на море. Один из друзей во время рассказа постоянно смотрит на часы, другой зевает, третий перебивает, рассказывая о себе.

Сюжет 2:

Учитель объясняет задание, дети кто смотрит в окно, кто вертится по сторонам, кто рисует.

Сюжет 3:

Мама просит сына или дочь сходить в магазин за продуктами и объясняет, что нужно купить. Сын (дочь) слушает, глядя маме в глаза, кивая головой, переспрашивая и уточняя список продуктов.

IV. Разминка. Упражнение - активатор.

Поиграем в игру «Бывает – не бывает». Я вам читаю фразы, а вы внимательно слушаете. Если это бывает, то хлопаете в ладоши. А если этого не бывает – топаете ногами.

Волк бродит по лесу.

В кастрюле варится молоток.

Собака плавает по небу.

Кошка гуляет по крыше.

Волк сидит на дереве.

Домик рисует девочку.

Девочка гладит собачку.

Молодцы! Вы внимательно слушали и правильно выполнили задание.

-Ребята иногда во время общения нам приходится понимать друг друга без слов и сейчас мы в этом умении потренируемся.

Игра «Пойми меня».
Все учащиеся рассаживаются полукругом, один из детей выходит в центр. Классный руководитель шёпотом говорит ему, какое состояние, настроение ему нужно показать с помощью жестов и мимики. Задача сидящих – понять, почувствовать ведущего и громко сказать загаданное слово.
Примеры слов: страх, радость, гнев, облегчение, усталость, огорчение, безразличие, удивление, веселье, обида, раздражение, гордость.

Для чего мы проводили эту игру? (Чтобы проверить умение понимать чувства других по мимике и жестам)
Ребята для следующего упражнения вам нужно разделиться на пары (делимся при помощи картинок)

Игра«Мывместе».
Все учащиеся разбиваются по парам. Если число участников нечетное, то одному из детей пару составит классный руководитель. Каждой паре нужно посовещаться, договориться и изобразить жестами то, что эта пара любит делать вместе. Начинать свой показ надо словами «Мы вместе очень любим..»

Упражнение «Объясни при помощи слов».

Дети на листочках получают надпись и должны объяснить детям что у них написано, другие отгадывают:

Лыжи, телевизор, магнитофон, снег, учитель, игра в футбол, компьютер, детский дом, яблоко, торт, друг.

V. Завершение работы.

Давайте же попробуем сформулировать правила хорошего слушания.

    Нужно настроиться на тему беседы.

    Во время беседы не надо смотреть на посторонние предметы, лучше смотреть в глаза собеседнику.

    Стараться слушать с интересом.

    Не прерывать собеседника в разговоре, дать ему возможность высказать свою мысль до конца.

    Слушая, стараться выделять главные мысли говорящего и стараться правильно понять их.

    Если что-то непонятно, переспросить, уточнить.

    Во время беседы желательно проявлять эмоциональную реакцию на то, что говорят.

Часто супруги, обратившиеся к психологу за консультацией, жалуются на то, что не слышат друг друга.

Разговаривают, слушают, стараются понять, но все тщетно. Почему? В психологии существует множество теорий, которые содержат разные мнения о том, каковы причины невнимательности партнеров друг к другу.

Психологи отвечают на вопрос примерно так: «Мужчина и женщина - два отдельных мира. С разными сформированными в детстве родовыми сценариями и семейными установками. У каждого есть свои личностные особенности, свой характер и травматический опыт детства. Избавившись от травм, ложных установок и осознав родовые сценарии, можно начать слышать своего партнера и понимать его, тем самым улучшив отношения».

Что скажет Системно-векторная психология Юрия Бурлана по этому поводу? Действительно ли осознание сценарного поведения приблизит партнеров к пониманию и поможет услышать друг друга? Или, может быть, причины совсем в другом?

Каждый хочет быть счастливым

Самое большее счастье люди получают именно в разнополой паре. Так было задумано природой. Мужчина и женщина, несмотря на внешние и внутренние отличия, соединившись, способны ощущать невероятное наслаждения от общения друг с другом.

Каждый человек по природе - эгоист, который осознает только себя самого. Счастья желает для себя и не хочет думать о другом. Впервые он начинает ощущать другого человека через неприязнь. Когда тот не дает ему счастья, не хочет ублажать, противоречит. Тогда человек вдруг понимает, что есть другой, который мешает быть счастливым. Тут и возникает желание с ним бороться. В ход идут слова, поступки, манипуляции, интриги и скандалы, подкуп и шантаж. Все, что только приходит на ум, - все идет в ход. Он хочет добиться желаемого для себя и не может понять, почему партнер не делает его счастливым.

Пока каждый думает только о себе, желает счастья для себя самого, услышать друг друга не получится. Но, если все-таки супруги пришли на консультацию к психологу, значит, они хотят услышать друг друга и готовы работать над собой.

В паре можно быть счастливыми только вдвоем. Если это понимать, то каждый из партнеров будет стараться наполнить желания другого. В этом случае у отношений есть шанс развиваться. Если партнеры хотят вкладываться в отношения в равной степени, мечтают услышать и понять друг друга, одарить радостью другого, то у них есть все шансы быть по-настоящему счастливой парой.

Как услышать друг друга

Нет другой методики, кроме Системно-векторной психологии Юрия Бурлана, которая могла бы таким доступным для понимания образом описать внутренний мир каждого человека. И дать возможность понять причины поступков другого. Без понимания характерных особенностей партнера сохранить отношения очень сложно. В конфликтах и проблемах тоже можно прожить жизнь, но качество этой жизни будет совершенно другим, нежели если построить ее на взаимопонимании и доверии.

Каждый человек - это прежде всего желание. Он хочет получать наслаждение от жизни. И если женщина знает, что нужно ее мужчине, понимает по-настоящему, чего он хочет, она словно проникает в его внутренний мир и создает в нем все, что приводит мужчину к удовлетворению. То же самое может сделать и партнер. Он сам будет страдать, если близкий человек не получает того, о чем мечтает.

Без способности правильно разговаривать друг с другом и слышать сказанное спустя три года после знакомства отношения, основанные на запахе феромонов, могут прекратиться или войти в рутину.Перестанут волновать, играть красками, возбуждать.

Услышать друг друга несложно - главное, хотеть идти друг другу навстречу, уступить в нужный момент и понять причину, по которой человек поступает определенным образом. Услышать любимого можно и сердцем, которое порой скажет лучше, чем самая красивая речь. Главное знать, что говорить, как говорить и когда.

Почувствовать - чтобы услышать и понять

Зрительные люди не позволяют себе плакать, годами прячут переживания внутри за высоким забором бесчувствия, показного равнодушия. И только когда начинают плакать, говорить о чувствах, рассказывать о своих переживаниях, их мир становится другим, и отношения с партнером меняются в лучшую сторону.

У каждого человека свои особенные свойства и своя задача. Не понимая ни своих, ни чужих желаний, партнеры требуют друг от друга невыполнимого. Кожника заставляют заниматься детьми и домом, обладателя анального вектора гонят в бизнес. Мужчина может требовать от кожно-зрительной жены выполнения домашних обязанностей, стряпни и упрекать ее в отсутствии материнского инстинкта, которого у нее попросту нет. А она торопит мужа с анальным вектором, сбивая его с размеренного ритма. Так и живут. Каждый день уничтожая друг друга и словом, и делом.

Словом можно вылечить

Мы даже не задумывается о том, какое влияние имеет на человека слово. Мы говорим, а нас не слышат. Нам говорят, и не слышим мы. Не можем разобрать смысл слов. Или, наоборот, слышим смысл сказанного, стоящий за словами, и если этот смысл несет оскорбление, сарказм, нелестное отношение к нам или другим людям, мы не хотим этого слышать. Отгораживаемся от партнера, стараемся избежать общения.

Сегодня слово обесценено даже в массах. То, что происходит в обществе, отражается и на семье. Свобода слова привела к тому, что говорить можно все, - не задумываясь, какого рода заряд несет в себе сказанное.

Сегодня все, кому не лень, говорят и пишут гадости, поэтому слово теряет свою первоначальную ценность.

Чтобы не причинять себе лишнего дискомфорта и страданий, люди перестали слышать друг друга. Человек не хочет слушать даже хорошее, а плохое и подавно.

Если обладатель анального вектора будет слушать все, что иногда говорит ему кожная жена, то может получить инфаркт. Он принимает все близко к сердцу - такой человек. Не слушает, потому что защищает себя.

Людям очень важно знать, что можно говорить, а чего нельзя. И как говорить - тоже необходимо понимать.

Особенно это касается людей, у которых есть звуковой вектор. У них очень чувствительное ухо. Сказанное даже шепотом оскорбительное слово может ранить настолько, что навсегда отвернет партнера. К примеру, к таким словам относится мат.

Человек со звуковым вектором - тот, для кого телесные радости вторичны. На первом месте в отношениях стоит душевная близость, ощущение, что партнеры - одно целое. Такому человеку важна тишина и глубокий смысл всего происходящего с ним. А матерное слово - это о сексуальном.

Если человек, особенно женщина, слышит мат или оскорбительную речь, он принимает это на свой счет. Мат причиняет боль, обесценивает самые святые отношения. А на обладателей звукового вектора мат действует еще разрушительнее.

Не зная особенностей друг друга, партнеры могут ранить словом так, что восстановить отношения будет очень сложно. То, что у одного пролетит мимо ушей, для другого может оказаться болезненным. Одно грубое слово может перечеркнуть все хорошее, что есть в отношениях. И наоборот, приятные, имеющие положительную окраску, поддерживающие слова вдохновляют, делают партнера сильнее, помогают преодолеть невзгоды.

Никому не нравится слышать оскорбления в свой адрес. Каждый хочет быть любимым и получать удовольствие от совместного проживания. Нарушая законы партнерских отношений, люди получают следствие, которое им не нравится. И только осознание причин, по которым человек думает, говорит или действует определенным образом, может в корне изменить ситуацию и направить отношения в мирное русло.

Что ты хочешь услышать?

Мы знаем, что все люди разные, но не понимаем, что это означает на самом деле. У каждого свои врожденные желания и свойства, называемые векторами. Системно-векторная психология объясняет, что если искренне сказать мужчине с анальным вектором: «Я тебя уважаю, ты - молодец», можно легко выправить конфликт. Сказать, что он лучший - бальзам для его души. Ведь он, действительно, по природе самый лучший муж, отец и даже отчим.

Если эти же слова отнести в адрес партнера, обладающего уретральным вектором, то можно потерять его расположение. Для него такая похвала унизительна. Такого мужчину нельзя сравнивать с другими и сомневаться в нем. Он - вождь и всегда должен быть первым.

Для обладателя кожного вектора важна карьера и высокое материальное положение. Говоря с ним о семейных праздниках и буднях, можно увидеть скуку в его глазах. Чтобы суметь заинтересовать такого мужчину, нужно знать его самые сокровенные желания.

Обладательницу зрительного вектора можно легко расположить к себе, завоевать ее внимание. Стоит сказать: «Ты такая красивая», да еще подарить цветы, и все ее внимание будет направлено в сторону партнера. Положительные эмоции - ощущение безмерного счастья для такой женщины. И чем больше таких эмоций она переживает, тем краше и счастливее ее жизнь.

Каждый хочет слышать от партнера то, что приятно для него, - слова, которые соответствуют его индивидуальным представлением о мире, его ценностям. Зная особенности характера и понимая желания супруга, порой не нужно долгих разговоров, которые для некоторых вообще кажутся бессмысленными.

Можно знать одно-два слова, которые в данный момент нужно сказать любимому человеку, и безвыходная ситуация становится исправимой.

Что говорить разрешается

Эмоциональный фон в отношениях зависит от женщины. Поэтому чаще всего именно женщины обращаются к психологу за помощью. Их заинтересованность в сохранении брака обусловлена природой. Женщина получает чувство защищенности и безопасности от мужа и передает это ощущение детям. Состояния каждого члена семьи взаимозависимы. Если женщина находится в хорошем эмоциональном состоянии, то и у других членов семьи все хорошо.

Мужчина и женщина, действительно, два разных мира со своими выпуклостями и впадинками, которые в идеале должны совпасть, создав тем самым новый мир, состоящий из двух половинок души. Цельную картину под названием «счастливая семья». И такого слияния можно достичь в каждой паре благодаря системным знаниям.

Системно-векторная психология отмечает, что женщина может быть всегда желанной для мужчины при условии, что между партнерами есть чувственная, эмоциональная связь. Которая, даже если не прорабатывать психологические травмы, все равно будет служить на благо семейного счастья долгие годы.

Душевная близость дает возможность мужчине почувствовать в себе желание и силы отдавать своей женщине все, что она хочет. Это поможет вместе пережить трудности, если таковые возникнут. И прожить жизнь во всей ее полноте и удовольствии.

«Я подумал об отпуске - и жена решила, куда мы поедем»

«…Раньше меня просто бесило, что моя жена не уделяла достаточно времени семье, а тратила его на карьеру и светскую жизнь. «Куда побежала, вертихвостка? Лучше займись детьми», - говорил я ей раньше. А сейчас… Мы вместе смогли договориться и уладить эту проблему. Недавно я смог наконец-то осознать, почему моей жене так важна карьера и светская жизнь. Поняв глубинную причину ее желаний, мне удалось их принять. Ее поведение прекратило меня раздражать. Мне удалось изменить отношение к моей жене. Самое удивительное, что она тоже изменила отношение ко мне. Раньше каждый говорил со своей точки зрения, и у нас не получалось договариваться. Недавно мы смогли понять и принять точку зрения другого».

Попробуйте и вы! Регистрируйтесь на бесплатный онлайн-тренинг «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана по ссылке .

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»
Раздел:

Интересные выводы о причинах дисгармонии в семейных отношениях сделала известный американский психотерапевт Вирджиния Сатир:

"За годы работы в семейной терапии я поняла, что есть четыре фактора семейной жизни, неизбежно присутствующие в жизни людей, которые приходят ко мне за помощью. Неважно, какой была первичная проблема, приведшая семью в мой офис, — сварливая жена, неверный муж, сын с неадекватным поведением или дочь с неврозом — важно, что рецепт всегда один и тот же. Облегчить семейные страдания можно, лишь найдя способ изменить указанные четыре ключевых фактора".

Среди этих факторов она выделила:

  1. низкую самооценку членов семьи;
  2. не прямое, неопределённое и не слишком честное общение внутри семьи;
  3. жёсткие, негуманные, безапелляционные правила, по которым живёт семья;
  4. социальные связи устанавливаются с позиций страха, обвинений или заискивания.

Каждый из этих факторов семейной жизни, да и в целом отношений, — отдельная тема для разговора. Но мне бы хотелось остановиться на вопросе коммуникаций, о том, как мы выстраиваем диалог со своими любимыми, и почему, порой, мы не слышим друг друга…

По моим наблюдениям можно выделить несколько видов трудностей в общении между партнёрами:

  1. Постоянные упрёки и нападения: "Ты никогда не убираешь за собой посуду!", "Ты думаешь только о себе!", "Опять ты разбросал свои носки по всей квартире" и т.п.
  2. Оскорбления и принижение чувства собственного достоинства партнёра: "Да что ты можешь вообще?..";
  3. Избегание прямых диалогов, уход от общения на значимые и болезненные темы: "Я не хочу об этом говорить!" ;
  4. Закрытость от партнёра, замалчивание, нежелание раскрывать свои истинные чувства, эмоции, неискренность.

Конечно, в любом союзе есть и конфликты, и ссоры, и непонимание. Это и не плохо! Таким образом происходит познание партнёрами друг друга, выход отношений на новый уровень. Но при одном условии: если партнёры умеют слушать и слышать друг друга, выстраивать конструктивный диалог. Собственно, оба условия взаимосвязаны и взаимно влияют одно на другое. Невозможно услышать друг друга в ситуации взаимных упрёков и обвинений и сложно друг с другом о чём-то договориться, когда нет желания слушать.

Когда мы слышим негативную оценку в своей адрес ("Ты не такой, как мне надо" ), возникает естественная реакция — защитить себя. Обвинения и упрёки — это переход на "личности", на чужую территорию, которую, естественно, хочется оборонять. Как? Такими же взаимными обвинениями и упрёками. В итоге, не получая ожидаемого, мы обрываем разговор, хлопнув дверью, и прекращаем вообще общаться. Получается какой-то замкнутый круг. Нет диалога — нет отношений.

Отношениям сложно развиваться, когда кто-то из партнёров сознательно и неосознанно избегает искренних и откровенных разговоров, не говорит о своих переживаниях и чувствах, в конфликтных ситуациях предпочитает удалиться и не контактировать. Но чувства и эмоции, когда-то подавленные, всё равно продолжают жить своей жизнью, они никуда не исчезают, а как бы консервируются и накапливаются. Они обязательно дадут о себе знать в непредсказуемых вспышках гнева, направленных на партнёра, тогда, когда ему будет сложно понять причинно-следственную связь; либо, наоборот, в подавленном настроении; либо в психосоматических реакциях нашего организма, когда уже тело начинает реагировать на дисгармонию внутренней жизни.

Отсюда вывод :

  1. Для того, чтобы отношения развивались по гармоничному сценарию, нужен диалог.
  2. Говорить о своих чувствах и эмоциях, переживаниях и противоречиях со своим партнёром просто необходимо.
  3. На готовность вас услышать влияет сама форма и подача вашего послания, т.е. как вы это сделаете.

Таким образом, мы плавно переходим к практическим рекомендациям о том, как выстраивать диалог со своим спутником жизни. Предлагаю вашему вниманию две технологии:

  1. Вербализация чувств.

Всё очень просто! Когда ваши эмоции "зашкаливают", например, вы начинаете злиться, чтобы не перейти на уровень обвинений и упрёков, проговорите вслух своему партнёру, что именно вы чувствуете сейчас: "Я начинаю злиться на тебя!.. ".

Преимущества этого метода:

  • во-первых, в том, что вы не блокируете свои чувства и всё-таки их проговариваете,
  • во-вторых, вы почувствуете сразу, как ваше эмоциональное напряжение снижается, вы начинаете управлять своими эмоциями, а не идти у них на поводу,
  • в-третьих, вы уже будете способны выйти на уровень конструктивного диалога с партнёром, и здесь шансы на то, что вас услышат, возрастают в несколько раз.

То же самое касается ситуаций, когда вы проговариваете таким же образом чувства партнёра: "Ты сердишься…", "Ты на меня в обиде?.." . Для этого нужно смотреть дальше и видеть за прямыми репликами партнёра его истинные желания и намерения, которые, как правило, носят позитивный характер (чтобы любили, ценили, понимали и т.п.).

Таким образом, вы даёте своему партнёру понять, что вы сейчас в контакте, вы видите и чувствуете его, а также помогаете ему справиться со своими эмоциями.

  1. Я-сообщения.

В начале статьи я приводила примеры "Ты-сообщений", когда мы начинаем обвинять партнёра в том, что он не соответствует каким-то нашим ожиданиям. И естественная реакция — защита.

Когда же мы говорим о себе, о своих чувствах, своих ожиданиях, о близкой и понятной нам картине мира, то не создаём поля для дискуссий. Здесь нет предмета для спора, т.к. это наши чувства. Мы остаёмся на своей территории, не унижаем чувств партнёра и вновь повышаем шансы для того, чтобы услышать друг друга.

Пример:

Вместо того, чтобы сказать: "Ты любишь только свою работу!" — попробуйте через Я-сообщение отразить свои чувства и желания: "Я скучаю по тебе…", "Мне грустно, когда тебя долго нет дома…", "Как я могу тебе помочь, чтобы мы могли больше времени проводить вместе?..".

Услышав такие послания, кому захочется с этим спорить и этому сопротивляться? Здесь нет упрёков, есть отражение значимости и ценности партнёра для вас.

Конечно, чтобы союз развивался по гармоничному сценарию, нужно ещё очень много факторов, о которых говорила Вирджиния Сатир. Но важно помнить: если вы действительно хотите дарить друг другу как можно больше радости от ваших отношений, начинать нужно всегда с себя. Начните меняться, по-другому общаться, и вы увидите, как и мир вокруг вас будет преображаться!